Творение из ничего

Рассмотрение учения о творении начнем с замечания, что речь идет о творении из ничего, без использования каких-то ранее существовавших материалов. Это не означает, что Божья созидательная работа была единовременной и немедленной, совершившейся в самом начале времени. (Разумеется, было немедленное и прямое творение, вызвавшее к жизни все сущее, но было также промежуточное или производное творение, Божья последующая работа по развитию и совершенствованию изначального творения.) Тем самым мы утверждаем, что все ныне существующее вызвано к жизни Божьим актом творения, а не приспособлением или переделкой чего-то, что было раньше и не зависело от Него.

Истину о том, что творение было совершено без использования ранее имевшихся материалов, пытаются вывести из еврейского слова (bara'). В Ветхом Завете в начальной форме (qal) это слово встречается тридцать восемь раз, а в форме niphal - десять раз. Именная форма (beri'ah - творение) встречается только один раз (Чис. 16:30). Формы qal и niphal относятся Только к Богу, но не к человеку. Совершенно ясно, что. в богословском смысле глагол выражает уникальность Божьей работы в.отличие от человеческих дел по переработке материалов и изготовлению из них разных вещей. Однако в поэтических текстах он используется наряду с другими словами, означающими изготовление или переработку: ('asah) - сделать или изготовить (Ис. 41:20; 43:7; 45:7, 12, 18; Ам. 4:13); (yatsar) - придать форму или образовать (Ис. 43:1, 7; 45:7, 18; Ам. 4:13); (kun) - установить (Ис. 45:18); (yasad) - основать (Пс. 88:11-12); (chadash) - обновить (Пс. 50:12). Карл-Хайнц Бернхардт считает, что "в определенной степени это приводит к уравниванию их значения"507.

Но следует отметить, что ни разу не употребляется в сочетании с существительным в винительном падеже, которое означало бы предмет, над которым Творец работает по созданию чего-то нового. Следовательно, из значения этого слова нельзя исключить идею о создании из ничего, хотя и для такого вывода тоже нет достаточных оснований.

Тем не менее творение ex nihilo утверждается во многих местах Нового Завета, причем даже там, где речь не идет прежде всего о природе творения. В частности, есть многочисленные ссылки на начало мира или на начало творения:

"от [прежде] создания мира" (Мф. 13:35; 26:34; Лк. 11:50; Ин. 17:24;Еф. 1:4; Евр. 4:3; 9:26; 1 Пет. 1:20; Отк. 13:8; 17:8);

"в начале" (Мф. 19:4, 8; Ин. 8:44; 2 Фес. 2:13; 1 Ин. 1:1; 2:13-14; 3:8)

"от начала мира" (Мф. 24:21);

"в начале создания" (Мк. 10:6; 2 Пет. 3:4);

"от начала творения, которое сотворил Бог" (Мк. 13:19);

"от создания мира" (Рим. 1:20);

"в начале Ты, Господи, основал землю" (Евр. 1:10);

"начало создания Божия" (Отк. 3:14).

По поводу всех этих выражений Вернер Ферстер пишет: "Эти слова показывают, что творение подразумевает начало существования мира, то есть что изначально материи не было"508. Хотя глагол ktizw, как и , сам по себе не устанавливает творение ex nihilo, тем не менее такое его употребление свидетельствует о более специфическом значении, чем просто изготовление или переработка.

На возможность понимания слова ktizw в смысле творения из ничего указывают и другие случаи его употребления. В частности, оно используется при описании основания городов, домов и движений. Оно обозначает "интеллектуальное и волевое действие по созданию чего-либо"509. Таким образом, хотя у него есть и другие значения помимо творения ex nihilo, это конкретное значение не исключается.

При решении поставленной нами задачи не следует сбрасывать со счетов и еврейское слово .

Хотя первоначально в семантике этого глагола присутствовали значения "резать" или "колоть", он ни разу не встречается в сочетании с конкретным предметом, указывающим на материал, из которого Бог делал что-то новое. Далее, в формах gal и niphal он ни разу не употребляется в предложениях, где в качестве подлежащего выступает человек510. Кроме того, выражение "в начале" в Быт. 1:1, приведенное без каких-либо дополнительных указаний, выглядит во многих отношениях аналогичным отмеченным выше случаям употребления ktizw.

В Новом Завете мы видим и более очевидные выражения мысли о творении из ничего. Бог вызывает к жизни Своим словом. Павел пишет, что Бог "называет несуществующее, как существующее" (Рим. 4:17). Бог "повелевает из тьмы воссиять свету" (2 Кор. 4:6). Это явно означает достижение цели без использования изначального материального источника. Бог Своим словом сотворил мир "так что из невидимого произошло видимое" (Евр. 11:3). Можяо, конечно, утверждать, что Бог использовал невидимую или духовную реальность как сырье для изготовления видимой материи, но такая идея выглядит крайне искусственной и надуманной.

Может показаться, что мы уделяем слишком много внимания такому очевидному вопросу, как творение ex nihilo, но следует отметить, что с точки зрения богословия процесса этот вопрос далеко не очевиден. Джон Б.Кобб-мл. И Дэвид Гриффин совершенно недвусмысленно утверждают, что Бог творил не из абсолютной пустоты: "Богословие процесса провозглашает учение о творении из хаоса"511. По их мнению, в Ветхом Завете больше свидетельств в пользу такого взгляда, чем в пользу учения о творении из ничего. В состоянии абсолютного хаоса существуют только крайне низкие формы, проявляющиеся случайно и не имеющие прочного порядка и связей. Но Бог творит постоянно. В результате мало-помалу появляется бесконечное разнообразие форм. Бог способствует появлению каждой конкретной формы.

Выражение ex nihilo, или из ничего, дает иногда повод для недоразумений или различных толкований. Некоторые мыслители рассматривают "Ничто" практически как "нечто", из которого появилось все, - то есть как своего рода субстанцию. Такие экзистенциалисты, как Мартин Хайдеггер, полагают, что небытие обладает собственной метафизической реальностью со способностью сопротивляться бытию512. Эта концепция отражает некоторые элементы греческой философии. Но когда мы говорим о творении из ничего, мы не рассматриваем "ничто" как некую субстанцию, из которой все было создано. Ничто - отсутствие всякой реальности. Поэтому предпочтительнее выражение "без использования ранее существовавших материалов". Когда Бог создавал все сущее, не было никаких материалов.

В ходе творения Бог создал все только Своим словом. В Быт. 1, в частности, читаем, что. Бог говорил и Его слова немедленно становились реальностью (Быт. 1:3, 6, 9). Простых слов "да будет свет" было достаточно для появления света. Из всего этого мы можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Богу достаточно пожелать чего-то, и Его желание в точности претворяется в жизнь. Во-вторых, творение - акт Его воли, а не действие, к которому Его принудили какие-то внешние обстоятельства. Наконец, само существо Бога в процессе творения непосредственно задействовано не было. Творение не есть нечто, созданное из Него. Это не часть Его и не эманация Его существа.

Всеобъемлющий характер творения

Дело обстоит не так, что Бог сотворил какую-то часть реальности, а все остальное имеет иное происхождение. Актом Его воли была создана вся реальность целиком. В первых словах Бытия ("В начале сотворил Бог небо и землю") Выражение "небо и землю" относится не только к этим конкретным понятиям. Это идиома, обозначающая все сущее. Это утверждение, что актом Божьей воли создана вся вселенная.

Всеобщий размах созидательной работы Бога подтверждается также использованием термина ta panta (Еф. 3:9; Кол. 1:16; Отк. 4:11), Кроме того, всеобъемлющий характер творения явствует из перечислений и детализаций различных его частей: "небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем" (Отк. 10:6); "небо и землю и море и все, кто в них" (Деян. 4:24; 14:15); "мир и все, что в нем" (Деян. 17,:24). (Ср. Отк. 5:13, где Бога прославляет "всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них").

Во всех этих местах размах Божьей творческой работы просто утверждается. Иоанн же выражает эту мысль более подчеркнуто и ясно с использованием как утвердительной, так и отрицательной формулировок: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3). Здесь мы видим заявление о творении всего сущего и отвержение представления о возможности совершения созидательной работы кем-то или чем-то помимо Бога.