Терминология

Основной еврейский термин для обозначения ангела - (mal'ak); соответствующее греческое слово - aggelos (angelos); в обоих случаях основное значение слова - "вестник". Оба термина используются применительно как к посланцам-людям, так и к ангелам. Когда речь идет об ангелах, эти термины подчеркивают их роль как носителей послания.

Среди людей, к которым применялись термины или aggelos, можно отметить посланца Иезавели к Илии (3 Цар. 19:2), а также некоторых учеников Иоанна Крестителя (Лк 7:24) и Иисуса (Лк. 9:52). Некоторые исследователи выдвигают предположение, что в Ветхом Завете слово в единственном числе обычно относится к божественным посланникам (т.е. к ангелам), а во множественном - к человеческим, но исключения из правила настолько многочисленны и важны, что наблюдение это теряет какое бы то ни было реальное значение602. Другие еврейские выражения, относящиеся, как считается, к ангелам, - "сыны Элохима" (Иов 1:6; 2:1) и "сыны Элима" (Пс. 28:1; 88:7). Сомнительно, может ли слово элохим само по себе обозначать ангелов, хотя Септуагинта переводит его так в ряде случаев, из которых наиболее известен Пс. 8:6. Другие термины, используемые в Ветхом Завете для обозначения ангелов, - "святые" (Пс. 88:6, 8) и "Бодрствующие" (Дан. 4:10, 14, 20). Собирательные обозначения их - "сонм" (Пс. 88:8), "собрание" (Пс. 88:6) и "воинства" или "силы", как, например, в очень распространенном выражении "Господь сил"603, которое более шестидесяти раз встречается в одной только книге пророка Исайи.

Часто, когда в Новом Завете появляется слово aggelos, ему сопутствует какое-то выражение, делающее ясным, что речь идет об ангелах, - например, "Ангелы небесные" (Мф. 24:36). Другие выражения, используемые в Новом Завете для обозначения ангелов, - "воинство небесное" (Лк. 2:13), "духи" (Евр. 1:14) и, в различных комбинациях, "начальства", "престолы", "господства" и "власти" (см., в частности, Кол. 1:16; а также Рим. 8:38; 1 Кор. 15:24; Еф. 6:12; Кол. 2:15). Термин архангел появляется в двух местах, в 1 Фес. 4:16 и в Иуд. 9. Во втором из них архангелом назван Михаил.