Организация

Для объяснения организации ангельских чинов порой разрабатываются довольно сложные и изощренные схемы. Однако ясной и определенной информации на этот счет имеется очень мало. Мы знаем, что существуют архангелы, явно занимающие более высокое положение по сравнению с обычными ангелами. Термин этот употреблен в Библии лишь дважды - в 1 Фес. 4:16 и в Иуд. 9, а конкретно архангелом назван только Михаил. Существует мнение, что Гавриил - тоже архангел, однако в Библии он нигде так не называется. Равным образом, нам не сообщается, сколько существует архангелов.

Предпринимались попытки построить иерархическую схему на основе использования Павлом различных терминов - таких как начальства (начала), силы и престолы. Вполне вероятно, что термины эти обозначают различные функции, но нет никакой возможности установить, подразумевают ли они какую-либо цепочку субординации.

Особую проблему представляют собой херувимы и серафимы, поскольку нигде ничего не говорится об их отношении к ангелам вообще. Имеется лишь одно упоминание о серафимах: в Ис. 6:2-3 они изображены славящими Бога и поклоняющимися Ему. Херувимы, напротив, упоминаются довольно часто; они описываются как крылатые существа с обликом, подобным человеческому, они неким особым образом прислуживают Богу, престол Которого находится над ними (Чис. 7:89; 1 Цар. 4:4; 2 Цар. 6:2; Пс. 79:2; 98:1 и т.д.). Когда Адам и Ева были изгнаны из Едемского сада, Бог поставил херувима с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24).

В отношении серафимов и херувимов высказываются разного рода предположения. Некоторые авторы доказывают, что херувимов следует отождествлять с серафимами604. Огастас Строит отстаивал ту точку зрения, что их надо понимать не как реальные существа, занимающие более высокое положение, чем человек, но как "символические явления, олицетворяющие собой спасенный через искупление род человеческий, наделенные всеми совершенствами творения, которые были утеряны при грехопадения, и созданные как место пребывания Бога"605. При отсутствии дополнительных данных представляется бессмысленным строить догадки и предположения на эту тему. Самая осторожная и взвешенная позиция состоит в том, чтобы просто относить серафимов и херувимов к числу тех духовных созданий, которые обозначаются общим термином ангел. Быть может, это ангелы, выполняющие некоторые особые задачи и функции, или, возможно, это особые типы ангелов. Во всяком случае, у нас нет оснований настаивать на утверждении, что характерные свойства серафимов или херувимов относятся ко всем ангелам. И мы не знаем, занимают ли они более высокое или более низкое положение, если такая градация существует вообще.