Князь бесов

Дьявол - название, данное в Писании предводителю или князю этих падших ангелов. Он известен также под именем сатана. Еврейское имя (satan) происходит от глагола , означающего "быть врагом" или "действовать, как враг"613. Он, следовательно, есть враг, противник, тот, кто противится делу Бога и народа Божьего. Греческое слово Satan или Satanas является транслитерацией еврейского имени. Самое употребительное греческое название - diabolos (дьявол, враг, клеветник). Используется также и слово kathgwr ("клеветник", Отк. 12:10). Реже используются другие термины: "искуситель" (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5), "Веельзевул" (Мф. 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 19), "враг" (Мф. 13:39), "лукавый" (Мф. 13:19, 38; 1 Ин. 2:13; 3:12; 5:18), "Велиар" (2 Кор. 6:15), "противник" (1 Пет. 5:8), "великий (или большой) дракон" {Отк. 12:3, 9), "отец лжи" (Ин. 8:44), "человекоубийца" (Ин. 8:44). Каждое из этих названий передает какую-то особенность характера или дел дьявола. Хотя дьявол прямо не называется в Писании бесом, ясно, что Иисус отождествлял сатану с Веельзевулом, князем бесов (см. Параллельные места в Мф. 12:22-32; Мк. 3:22-30 и Лк. 11:14-23). То, что сатана - бес, подразумевается также в Лк. 10:17-20, где изгнание бесов означает поражение сатаны. Одержимые бесами называются "обладаемыми дьяволом" (Деян. 10:38; ср. Лк. 13:16).

Дьявол, как указывает его имя, ведет борьбу с Богом и с делом Христовым. Своей цели он стремится достичь прежде всего искушением человека. Это показано в рассказе об искушении Иисуса, в притче о плевелах (Мф. 13:24-30) и на примере греха Иуды (Лк. 22:3). (См. также Деян. 5:3; 1 Кор. 7:5; 2 Кор. 2:11; Еф, 6:11; 2 Тим. 2:26.)

Одно из главных средств, используемых сатаной, - ложь, обман. Павел говорит нам, что "сатана принимает вид Ангела света", а "служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор. 11:14-15). О его обольщении ложью и обманом упоминается также в Отк. 12:9 и 20:8,10. У неверующих он "ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4:4). Он противодействует и препятствует христианам в их служении (1 Фес. 2:18), используя для этого даже физические недуги (именно об этом, по всей вероятности, идет речь во 2 Кор. 12:7).

Но силе сатаны поставлены пределы. Как мы уже упоминали, он не мог сделать Иову ничего" что не было бы разрешено Богом. Ему можно с успехом противостоять, я тогда он бежит (Иак. 4:7; см. также Еф. 4:27). Он, однако, обращается в бегство не нашей собственной силой, но силой и властью Святого Духа (Рим. 8:26; 1 Кор. 3:16).