Одержимость бесами

В библейских рассказах случаям одержимости бесами уделяется особое внимание. Специальное выражение для этого - "иметь беса" (daimonion ecw) или "быть одержимым бесом" (daimonizomai). Иногда мы встречаем и такие выражения, как "нечистые духи" (Деян. 8:7) или "злые духи" (Деян. 19:12).

Одержимость бесами может проявляться различным образом. Мы уже отмечали различные физические заболевания, навлекаемые бесами. Одержимые могут обладать необычайной силой (Мк. 5:2-4), могут странно, эксцентрично себя вести - например, ходить без одежды и жить не в домах, а в гробах (Лк. 8:27) - или совершать действия, наносящие вред им самим (Мф. 17:15; Мк. 5:5), Все это - различные степени одного бедствия, поскольку Иисус говорит о злом духе, который "идет и берет с собою семь других духов, злейших себя" (Мф, 12:45). Общим элементом во всех подобных случаях является разрушение человека - физическое, эмоциональное или духовное. Мы видим, что бесы могут разговаривать, используя, очевидно, голосовой аппарат одержимого человека (например, Мф. 8:29, 31; Мк. 1:24,26, 34; 5:7, 9, 10; Лк. 4:41; 8:28, 30). Бесы могут вселяться в животных (см. параллельные описания эпизода со свиньями - Мф. 8; Мк. 5; Лк. 8).

Следует отметить, что одержимости бесами библейские авторы приписывали не всякое заболевание. Лука сообщает о том, что Иисус проводил различие между двумя видами исцеления: "Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра" (Лк. 13:32). Такое же разграничение проводится в Мф. 10:8; Мк. 1:34; 6:13; Лк. 4:40-41; 9:1. Эпилепсию, например, не принимали автоматически за одержимость бесами. В Мф. 17:15-18 читаем, что Иисус изгнал беса из эпилептика, но в Мф. 4:24 эпилептики (как и паралитики) не отождествляются с одержимыми бесами. Во многих случаях исцелений нет никаких упоминаний о бесах. В Евангелии от Матфея, например, об изгнании бесов ничего не говорится при исцелении слуги сотника (Мф. 8:5-13), женщины, двенадцать лет страдавшей кровотечением (Мф. 9:19-20), двух слепых (Мф. 9:27-30), сухорукого (Мф. 12:9-14) и тех, кто прикасались к краю Его одежды (Мф. 14:35-36). Проказа, в частности, никогда не приписывается действию бесов.

Иисус изгонял бесов без произнесения каких-то сложных формул. Он просто приказывал им выйти (Мк. 1:26; 9:25). Изгнание бесов Он приписывал Духу Божьему (Мф. 12:28) или персту Божьему (Лк. 11:20). Властью изгонять бесов Иисус наделил Своих учеников (Мф. 10:1). Но для успешного изгнания бесов ученикам была необходима вера (Мф. 17:19-20). Как необходимое условие изгнания бесов упоминается также молитва (Мк. 9:29). Иногда для изгнания бесов требовалась вера со стороны третьего участника (Мк. 9:23-24; ср. Мк. 6:5-6). В некоторых случаях бесы изгонялись из человека, который не выражал желания быть исцеленным.

Нет никаких оснований полагать, что одержимость бесами имела место лишь в прошлом. Есть случаи - особенно (но не исключительно) в менее развитых культурах, - которым, по всей видимости, невозможно дать иное объяснение. Христиане должны быть готовыми к возможности встречи с одержимостью бесами в наши дни. В то же время не следует поспешно приписывать одержимости бесами любые отклоняющиеся от нормы физические и психические явления. Как Иисус и библейские авторы проводили разграничение между случаями одержимости и другими недугами, точно так же следует поступать и нам, испытывая духов.

В последние годы .наблюдается вспышка интереса к феномену одержимости бесами. В результате некоторые христиане начали рассматривать такую одержимость как главное проявление сил зла. На деле сатана, великий обольститель и обманщик, может даже поощрять интерес к одержимости бесами в надежде, что это сделает христиан беспечными и невнимательными в отношении других, более тонких форм влияния сил зла.