Человек как экономическое существо

Согласно еще одному мнению, основополагающее влияние на человека и на его действия оказывают экономические силы. В определенном смысле этот взгляд представляет собой продолжение и развитие мысли о том, что человек - в первую очередь часть животного мира. Такой подход концентрирует внимание на материальной стороне жизни и связанных с ней потребностях. Достаточное количество еды, одежда и жилище - вот самые важные потребности человека. Когда у человека есть экономические средства и возможности обеспечить всем этим в достаточной степени себя и тех, кто от него зависит, он удовлетворен, он выполняет свое назначение.

Идеология, наиболее полно и последовательно развивающая такое понимание человека, - это, конечно, коммунизм или, если ее назвать точнее, диалектический материализм. Двигатель истории эта идеология видит в экономических силах, последовательно переводящих общество от одной стадии к другой. Сначала было рабство; на этой стадии хозяева общества владели веем, в том числе другими людьми. Затем наступил феодализм, в основе которого лежали отношения между помещиком и крепостным. После этого наступил капитализм" при котором правящий класс владеет средствами производства и использует для работы наемный труд. При либеральном капитализме сохраняется частная собственность на фермы, фабрики и заводы, но государство налагает некоторые ограничения на собственников, что облегчает положение работников при заключении договоров о найме. В конце концов наступит время, когда не будет частной собственности на средства производства, они будут полностью принадлежать государству. Исчезнет экономический разрыв между классами, а с ним и конфликт между ними; в таком бесклассовом обществе зло отомрет, исчезнет. На этой последней стадии, по воззрениям диалектического материализма, будет осуществлен девиз и главный принцип коммунизма: "От каждого по способностям, каждому по потребностям". Материальные и экономические силы приведут историю к ее конечной цели631.

Будучи самой полной и совершенной формулировкой этой философии, диалектический материализм все же не единственная ее форма. На популярном уровне концепцию, согласно которой мотивация человека определяется в основном экономическими силами, разделяет значительная часть американских политиков. Вероятно, тем самым они пытаются выразить реальные чаяния большинства избирателей исходя из результатов опросов и выборов. Зги экономические силы влияют и на социологические тенденции. В качестве примера можно указать на то, что главным фактором, определяющим место проживания большинства людей, является не климат, по крайней мере если говорить о прямом влиянии. Скорее, это представляющиеся возможности: наличие работы.