Человек как свободное существо

При подходе, который на первое место ставит свободу человека, его способность к выбору, человеческая воля воспринимается как самая сущность личности. Этот подход часто проявляется в консервативных политических и социальных взглядах. Самым важным в жизни считается свобода от всяких ограничений, ибо она позволяет человеку реализовать его природу. Роль правительства заключается лишь в обеспечении стабильных условий, в которых этой свободой можно воспользоваться. Вне этих пределов надо следовать политике невмешательства (laissez-faire). Следует избегать излишнего регулирования и регламентации. Следует также избегать патернализма, при котором человек получает все, в чем он нуждается, и исключается возможность неудачи. Лучше неудача в условиях свободы, чем защищенность от нужды, но без реального выбора635.

По мнению тех, кто придерживается такого подхода, основная потребность человека - информация, дающая возможность разумного выбора. Если иметь в виду три необходимых для конкретного действия предпосылки - знание, желание и возможность, - то реальную проблему представляет собой только первый фактор. Ибо если у человека есть достаточно информации для разумного выбора (разумеется, принимая в расчет личные цели и способности), то не существует ни внутренних, ни внешних (если правительство создает надлежащие условия) преград для совершения того или иного действия.

С этой точки зрения, человек не только способен выбирать, но и обязан это делать. Полное выражение человеческой сущности заключается в принятии на себя ответственности самоопределения. Любые попытки снять с себя такую ответственность неправильны. Обычная отговорка сводится к генетической обусловленности: "Я не могу контролировать свое поведение. Это мои гены. Я унаследовал их от своего отца". Другая отговорка - психологическая обусловленность и воспитание: "Я так воспитан. Я не могу не быть тем, что я есть". Или социальная обусловленность: "У меня не было благоприятных возможностей. У меняне было возможности получить образование". Все эти отговорки - примеры того, что в экзистенциализме называется "неподлинным (неаутентичным) существованием", нежеланием брать на себя ответственность за самого себя. Эта неспособность воспользоваться свободой, реализовать ее представляет собой отказ от основополагающего аспекта человеческой природы и, следовательно, отказ от самой человеческой природы. Аналогичным образом, порочна любая попытка лишить свободного выбора других людей - будь то через рабство, через тоталитарное правление, через чрезмерно "зарегулированную" демократию или через манипуляции общественной жизни636. Философия, согласно которой человек по самой своей сути есть свободное существо, с большой силой выражена в стихотворении Уильяма Эрнеста Хенли Invictus637:

Из ночной темноты, что покрыла меня,

Что чернее, чем бездна сквозная в земле,

Я "спасибо!" кричу всем возможным богам,

Ибо душу мою никому не сломить...

Нет, не важно, что узки и тесны врата

И что карами свиток заполнен уже,

Я - хозяин своей неизвестной судьбы,

Капитан непокорной свободной души.