Различные точки зрения на начало человеческого рода

Если мы считаем, что Бог поставил в начале человеческого рода двух людей, Адама и Еву, и что все человечество произошло от этой первой пары, перед нами по-прежнему стоит вопрос о том, как появилась эта пара. На этот счет существует множество разных объяснений. Главное различие между ними состоит в том, подчеркивают они в происхождении человека элементы катаклизма или же элементы процесса.

С одной стороны, консервативная ортодоксия всегда имела склонность подчеркивать мгновенность и роль сверхъестественных событий. Предполагается, что Божья работа почти всегда характеризуется внезапностью и разрывами, резкими переломами в течении естественных процессов. Дело представляется почти таким образом, что событие должно быть явно сверхъестественным, чтобы его можно было считать деянием Божьим.

Борден Паркер Баун рассказывает историю, которая здесь весьма кстати. Восточный царь попросил одного из своих советников показать ему какое-нибудь из чудесных деяний Божьих. Советник допросил царя посадить четыре желудя. Когда царь, посадив их, поднял глаза, он увидел четыре больших дерева. Полагая, что прошло лишь несколько мгновений, он подумал, что свершилось чудо. Когда же советник объяснил царю, что прошло восемьдесят лет, и царь сам увидел, что постарел, а одежда его износилась, он с гневом воскликнул: "Тогда здесь нет никакого чуда!" - "О нет, чудо есть, - ответил советник, - это Божье деяние, не имеет значение, производит Он его за одну секунду или за восемьдесят лет"646. Иногда создается впечатление, что фундаментализм требует внезапности действия не только потому, что о ней говорит Библия, но еще и потому, что мгновенность кажется более сверхъестественной по своей внутренней природе. Леонард Вердуин говорит о "быстрых ударах" (ictic)647.

Либерализм, с другой стороны, подчеркивает элемент процесса. Считается, что Бог действует в основном в природе и через нее. Он дает начало процессу и направляет его к назначенной цели. Он не вмешивается в происходящее, то есть не меняет извне то, что делает изнутри.

Различие между этими двумя точками зрения фактически отражает различное понимание Бога и Его отношения к миру. Фундаментализм подчеркивает трансцендентность Бога, прямой и прерывистый характер Его действий. Либерализм, с другой стороны, на первый план выдвигает имманентность Бога, Его дела через природу. Сторонники каждой точки зрения считают другую неправильной. Однако, поскольку Бог и трансцендентен, и имманентен, следует принимать обе из них, но в той мере, в какой этому учит Библия.