Деистический эволюционизм

Термин этот используется редко, но деистический эволюционизм - возможно, наилучшее определение одной из разновидностей того, что обычно называется теистическим эволюционизмом. Согласно этой точке зрения, Бог положил начало процессу эволюции, сотворив первоначальную материю и внедрив в сотворенный мир законы, которым и подчинялось его развитие. Таким образом Он запрограммировал процесс. Затем Он прекратил всякое активное вмешательство в дела мира, превратившись, так сказать, в почетного Творца или Творца в отставке. Развитие сотворенного мира свободно от прямого влияния или вмешательства Бога. Он - Творец всего, но лишь первые формы жизни были сотворены прямо и непосредственно. Все остальное сотворено Богом опосредованно. Бог - Творец, начальная причина, а эволюция - средство и инструмент, ближайшая причина. Таким образом, если исключить вопрос о возникновении материи, эволюция в деистическом понимании идентична эволюции в натуралистическом понимании, ибо эта точка зрения отрицает любое непосредственное вмешательство или действие личного Бога в ходе развития творческого процесса.

Деистический эволюционизм не сталкивается с серьезными трудностями при сопоставлении с научными данными. Однако в отношении библейских свидетельств ситуация иная. Представление деизма об отсутствующем Боге входит в явное противоречие с библейским изображением Бога, участвующего не в одном только, но в целой серии актов творения. В частности, оба рассказа из книги Бытия свидетельствуют, что Бог ясно и определенно желал сотворить человека и делал это. Кроме того, деистическое понимание эволюции вступает в противоречие с учением Писания о провидении, в соответствии с которым Бог проявляет личный интерес к происходящим в сотворенном Им мире событиям и участвует в них650.