Теистический эволюционизм

Теистическое понимание эволюции имеет много общего с деистическим, но отличается от него признанием причастности Бога к делам сотворенного Им мира и Его участием в них. Бог положил начало процессу развития, создав первый организм. После этого Он продолжил работу, направляя процесс развития к поставленной Им цели. Иногда Он действует и сверхъестественно, вмешиваясь в процесс, чтобы внести в него изменение, но используя при этом уже существующие материалы и средства. Бог создал первого человека, но при этом Он использовал уже существовавшее творение. Бог создал человеческую душу и вдохнул ее в одного из высших приматов, превратив это создание в первого человека. Бог особым образом сотворил духовную природу Адама, но физическая природа человека является результатом процесса эволюции.

У теистического эволюционизма нет особых трудностей в отношении научных данных, поскольку он признает, что физическая сторона человека есть результат эволюции. Поэтому такая точка зрения согласуется с любым количеством свидетельств о постепенности процесса, приведшего к появлению человека. Что касается библейских свидетельств, большинство сторонников теистического эволюционизма придерживаются мнения о реальном существовании первоначальной пары, Адама и Евы. В таком случае теистическое понимание эволюции вполне согласуется с учением Павла о греховности человеческого рода. При обращении к первым главам Бытия сторонники этой точки зрения следуют одной из двух стратегических линий. Либо утверждается, что в Бытии не говорится ничего конкретного о том, как именно произошел человек, либо же соответствующие тексты рассматриваются как символические. В последнем случае "прах" (Быт. 2:7), например, не понимается буквально. Это слово истолковывается как символическое обозначение какого-то уже существовавшего создания, какой-то более низкой формы. К этому конкретному истолкованию мы еще вернемся после рассмотрения последней из альтернативных точек зрения651.