Проблема элементов неолита в Быт. 4

Если мы принимаем ту точку зрения, что именно язык отличает человека от других созданий и, следовательно, первый человек появился около 30 тысяч лет назад, остается нерешенной проблема, о которой мы уже упоминали: проблема элементов неолита в Быт. 4. Если Адам был создан 30 тысяч лет назад, если Каин и Авель были его непосредственными потомками, если мы обнаруживаем в Быт. 4 описание занятий, свойственных неолиту (сельское хозяйство), и если период неолита начался около 8 - 10 тысяч лет назад, то перед нами стоит проблема разрыва между поколениями по меньшей мере в 20 тысяч лет. Предлагается несколько решений этой проблемы:

1. В соответствии с доадамовской теорией, Адам был первым человеком в полном библейском смысле слова, но он не был первым человеком в антропологическом смысле. Представители Homo sapiens жили и до него660.

2. Каин и Авель не были непосредственными потомками Адама. Они отстояли от него на несколько поколений. Можно даже представить себе, что в библейском рассказе в одной истории объединены истории нескольких людей: Каина - сына Адама, Каина-убийцы и Каина, построившего город661.

3. В рассказе о творении (например, Быт. 1:26; 2:7) еврейское слово ('adam), которое часто применяется в символическом смысле для обозначения всего человеческого рода, относится к первому человеку, имя которого не сообщается. В других местах (например, Быт. 4:1; 5:3) это собственное имя человека, который жил позже662.

4. "Быть может, Каин и Авель на самом деле не были земледельцем и скотоводом, но лишь кажутся таковыми под воздействием выражений, использованных Моисеем, а в особенности наших переводов. Их [Каина и Авеля] занятия, связанные с добыванием растительной и животной пищи, могли быть гораздо более примитивными"663.

5. Возможно, земледелие и скотоводство практиковались в гораздо более отдаленные времена, чем период неолита, Тогда Адам и его дети могли заниматься сельским хозяйством уже 30 тысяч лет назад664.

Ни одна из этих теорий не представляется вполне удовлетворительной.

Все они сталкиваются с определенными проблемами герменевтического характера, но эти проблемы в большей степени относятся к первым трем точкам зрения. К тому же, согласно первой точке зрения, люди до Адама были уже, по-видимому, людьми в полном смысле слова. Но если дело обстоит таким образом, то как мы объясним утверждение Павла в Рим.. 5, что грех и смерть обрушились на весь род человеческий из-за греха Адама? А это как будто подтверждает теорию моногенеза человеческого рода - что все люди произошли от Адама. По этим причинам я больше склоняюсь к четвертой или пятой точке зрения. Но это та сфера, в которой нет достаточных данных для категорических утверждений; здесь требуются дополнительные исследования.