Два пола

На женщин порой смотрят в лучшем случае как на второстепенных членов человеческого сообщества. В определенные периоды их лишали избирательных прав, других прав, которыми пользуются мужчины, а на жен смотрят иногда просто как на собственность мужей790. В мире библейских времен у женщин было мало прав, во всяком случае меньше, чем у мужчин. Ветхий Завет в определенном смысле не изменил положение, а просто приспособился к нему. Но есть указания, что Бог с самого начала положение женщины рассматривал равным положению мужчины. Эти указания со временем становились все более явными, а особое откровение возвело их на еще более высокий уровень.

Указания на положение женщины мы видим уже в рассказе о творении. В Быт. 1:26-27 нам определенно дается понять, что образ Божий в женщине присутствует, как и в мужчине. Хотя Карл Барт791 и Пол Джуит792 утверждают, что в Быт. 1:27 мы имеем дело с тройным параллелизмом и что сотворение человека как мужчины и женщины есть отражение образа Божьего, это представляется не вполне очевидным. Вместе с тем совершенно ясно, что первые две строки: "и сотворил Бог человека по образу Своему" и "по образу Божию сотворил его" равнозначны, ибо они повторяют параллелизм стиха 26: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". С другой стороны, третья строка в стихе 27: "мужчину и женщину сотворил их" - Встречается только в нем, и ее нельзя автоматически связывать с предыдущими. Скорее всего, она не повторяет идею двух предыдущих строк, а заменяет их. Она точно так же соотносится с такими словами, как "да владычествуют", которые мы видим в начале стиха 26. В каждом случае нам дается какая-то дополнительная информация. В последнем случае дополнение делает ясным, что "человек", сотворенный по образу Божьему, - мужчина и женщина. Оба они несут в себе образ Создателя.

Ту же самую мысль находим в Быт. 5:1-2: "Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их". Заявление о создании человека как мужчины и женщины располагается между двумя другими заявлениями о Божьем сотворении человека, в первом из которых сказано, что Бог создал человека по Своему подобию. При этом упор как будто бы делается на той стороне образа Божьего, которая состоит в том, что человек делится на мужчину и женщину.

Второе показательное место в рассказе о творении - происхождение женщины от мужчины. Упор иногда делается на том, что она названа "помощником", что как будто подразумевает какую-то подчиненность или неполноценность. Однако внимательное рассмотрение Быт. 2:18 опровергает это впечатление. Использованная при переводе фраза: "помощник, соответственный ему" - стоит на месте двух еврейских слов. Второе из них, (neged), означает "соответствующий" или "равный"793. Слово же, переданное как "помощник", ('erez), в Ветхом Завете нередко используется применительно к Богу: Исх. 18:4; Вт. 33:29; Пс. 32:20; 69:6; 113:17,18,19. Это как будто указывает на то, что помощник в Быт. 2:18 по положению не ниже того, кому оказывается помощь. Помощника здесь следует, скорее, рассматривать как соработника или сподвижника.

Таково положение женщины с начала творения. А как было после грехопадения и последовавшего за ним проклятия? Особое значение имеет здесь проклятие женщины в Быт. 3:16: "Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". Слово, переведенное как "господствовать", - (mashal). Хотя оно чаще всего переводится как "господствовать", это не единственное его значение. Оно означает также "подобный" или "похожий"795. Один из переводов этого места, учитывающий контекст, проводит параллель между проклятием мужа, подразумевающим тяжкий труд, и проклятием женщины, подразумевающим муки при родах. В древнееврейском оригинале мужской тяжкий труд и женские боли переданы одним словом. Основное значение его - "боль" и "скорбь". Поэтому перевод в Быт. 3:16 ("[он] будет подобен [тебе]") представляется вполне правомерным. То есть страдание будет испытывать не только женщина; подобное же страдание будет испытывать и ее муж796.

Верно, что муж часто называется еврейским словом (ba'al), означающим "господин" или "хозяин". Но следует отметить, что это слово встречается и в женском роде. В Быт. 20:3, например, оно использовано для описания отношений Сарры с Авраамом. Таким образом, характер господства в брачных отношениях не односторонний.

В Писании женщина не изображается как существо незначительное или раболепствующее. В Пр. 31, например, превозносится добродетельная женщина. Она готова делать все для благополучия семьи, но не остается постоянно дома. Она занимается делами и торговлей (Пр. 31:18, 24).

Следует также отметить, что помимо факта создания женщины по образу Божьему для изображения Самого Бога иногда используются выражения и образы, относящиеся к женщине. Во Вт. 32:18 Бог представлен как мать Израиля: "А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя". Использованная Моисеем терминология подчеркивает боль родовых схваток и ясно показывает, что здесь он имеет в виду роль матери. Иисус тоже использует женские образы для изображения Бога. Например, Он рассказывает три притчи, в которых раскрывается Божья забота о потерянных: о заблудшей овце, о потерянной драхме и о блудном сыне (Лк. 15). В первой и третьей из них Бог представлен мужской фигурой, а в притче о потерянной драхме главное действующее лицо - женщина. Кроме того, щедрость в даянии Иисус показывает на примере вдовы (Лк. 21:1-4).

Поучительно также отношение Иисуса к женщинам. Хотя евреи обычно не имели никаких дел с самарянами, тем более с явными грешниками среди них, Иисус завел разговор с прелюбодействующей самарянкой, поскольку Его заботило ее духовное состояние (Ин. 4). Женщину с кровотечением, прикоснувшуюся к краю Его одежды, Он похвалил за ее веру (Мф. 9:20-22). Мария и Марфа были среди самых близких друзей Иисуса. О женщине, помазавшей Его в Вифании (Мф. 26:6-13), Он сказал, что ее будут помнить везде и всегда при проповеди Евангелия (Мф. 26:10-13). Мария Магдалина была первым человеком, которому Иисус явился после воскресения, и именно ей Он дал поручение сказать ученикам, что Он восстал (Ин. 20:14-18). Женщины играли важную роль с самого начала жизни и служения Иисуса. Мария, а не Иосиф вознесла хвалу Богу после сообщения о грядущем рождении Иисуса (Лк. 1:46-55). Елисавета тоже прославила и благословила Господа (Лк. 1:41-45). Анна была, по-видимому, первым учеником Иисуса среди женщин (Лк. 2:36-38). Дональд Шейнер следующим образом выразил отношение Иисуса к женщинам: "Показательно, что Иисус относился к женщинам не просто как к женщинам, а как к личностям. Он принимал их всерьез, задавал им вопросы, развивал их потенциал и возводил их на тот уровень достоинства, которого они заслуживают"797.

Самое ясное, пожалуй, заявление, что в отношении спасения женщина занимает в глазах Бога то же положение, что и мужчина, содержится в классическом тексте в Гал. 3:28: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе". Этот стих иногда отделяется от контекста и используется при рассмотрении вопросов, о которых Павел не Говорит. Однако Павел не имеет здесь в виду равенство с точки зрения выполняемой работы или роли женщин в церкви, например как рукоположенных служителей798. Он затрагивает важный вопрос оправдания верой, положения человека перед Богом с точки зрения личной праведности. Павел говорит, что в отношении личного спасения у Бога нет различия между мужчиной и женщиной. Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27).

Отметим, наконец, важную роль женщин в делах Божьего царства. Хотя они и составляли меньшинство, тем не менее во все времена библейской истории были женщины, занимавшие положение лидеров и оказывавшие влияние на ход событий. Мариамь помогала Моисею и вела израильских женщин с песнями и танцами после выхода из Египта (Исх. 15:20-21). Девора была судьей Израиля, а Иаиль убила Сисару (Суд. 4:17-22). Есфирь спасла еврейский народ от уничтожения Аманом. Мы уже отмечали роль женщин в Новом Завете. Просто поразительна верность женщин, окружавших Иисуса, в кризисных ситуациях. Мы видим их у креста (Лк. 23:49), они приготовились помазать тело Иисуса (Лк. 23:55-56), они обнаружили пустой гроб, услышали послание двух ангелов и сообщили весть апостолам (Лк. 24:1-11)799.

Даже Павел, которого иногда обвиняют в жестком противодействии участию женщин в деятельности церкви, положительно отзывается о делах женщин, занимающих положение лидеров. О Фиве он пишет: "Она было помощницею многим и мне самому" (Рим. 16:2). Прискилла и Акила характеризуются как "сотрудники мои во Христе Иисусе, - которые голову свою полагали за душу мою" (Рим. 16:3-4). Хотя нам мало известно о Мариами (Рим. 16:6) и Персиде (Рим. 16:12), мы знаем, что они "много потрудились о Господе". Павел приветствует также Трифену и Трифосу, "трудящихся о Господе" (Рим. 16:2), Руфа и "матерь его и мою" (Рим. 16:13), Юлию, Нирея и сестру его (Рим. 16:15). Павел разрешает женщинам пророчествовать в собрании, во всяком случае при определенных условиях (1 Кор. 11:5). Эти указания на представления Павла о полезности служения женщин несколько смягчают те его высказывания, в которых он как будто ограничивает их деятельность. Эти ограничительные места следует рассматривать как относящиеся к конкретной местной ситуации (например, 1 Кор. 14:33-36).