Холостые

Последняя категория выделяется по критерию вступления в брачные отношения. В американском обществе проявляется тенденция рассматривать брак как нормальное состояние человеческого существа. Действительно, образцовая семья чаще всего представляется в виде супружеской пары с двумя детьми, желательно мальчиком и девочкой. Хотя в последнее время популярность брака падает и все больше людей предпочитают не вступать в брак или как можно дольше откладывать его, наша культура продолжает рассматривать супружество как более правильное и естественное состояние. А в церковь холостяки часто просто не вписываются. Церковные программы обычно рассчитаны на работу в семьях. Одинокий человек выпадает из поля зрения или, по крайней мере, чувствует себя покинутым. Идея, что полное выражение человек находит только в браке, может пропагандироваться открыто или подспудно. Иногда в ее развитии заходят еще дальше. Божья заповедь первой человеческой паре "плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею" (Быт .1:28) воспринимается как указание на то, что человек становится полностью человеком только в том случае, если он воспроизводит себя, а это предполагает брак.

В Библии, однако, одиночество не рассматривается как какое-то второстепенное положение. Жизнь в одиночестве почитается и приветствуется как на личных примерах, так и в учении. Господь не был женат, хотя предпринимались попытки реконструкции истории, чтобы доказать обратное. Далее, Павел показал личный пример и в своем учении приветствовал безбрачие. Он желал, чтобы все люди были как он (1 Кор. 7:7). Безбрачным и вдовам он советовал оставаться одним, как и он (1 Кор. 7:8). Признавая, что у него не было повеления Господа по этому вопросу, он тем не менее заявлял, что дает "совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным" (1 Кор. 7:25). Согласно одной из интерпретаций этого заявления, в нем Павел признает, что его совет - просто человеческое мнение, а не богодухновенное слово. Однако более вероятным представляется такой смысл заявления Павла, что Господь действительно говорит (или пишет) через него, хотя предание не сохранило слов, которые Сам Господь говорил по этому вопросу во время Своего земного служения. Этим можно объяснить выражение "получивший от Господа милость быть Ему верным".

Ввиду неминуемой (или настоящей) нужды Павел призывает читателей оставаться в том положении, в каком они находятся (1 Кор. 7:26). Женатым надо оставаться в браке, а неженатым одинокими (1 Кор. 7:27). Хотя вдовам позволяется вновь выходить замуж, по мнению Павла им лучше оставаться незамужними (1 Кор. 7:39-40). Совет Павла основывается на определенных практических соображениях. Женатый человек заботится о том, чтобы угодить жене, а не только Господу, в то время как одинокие люди могут полностью посвящать себя служению Господу (1 Кор. 7:32-35).

Вполне вероятно, что рекомендация Павла оставаться вне брака была связана с определенной культурной ситуацией того времени. Эта гипотеза подкрепляется ссылкой на "настоящую нужду". И если Павел имел в виду конкретную ситуацию, предпочтение безбрачия нельзя распространять на все ситуации. Но следует отметить, что по крайней мере в той определенной ситуации в холостом положении не было ничего плохого. Поэтому безбрачие нельзя считать положением, по сути своей более низким, чем супружество. В своем служении тем, кто никогда не был женат или состоял в браке раньше, церковь не должна упускать это из вида.

Возражение против холостого положения иногда основывается на предписании Павла, что епископ (1 Тим. 3:2), пресвитер (Тит. 1:6) и диакон (1 Тим. 3:12) должен быть "мужем одной жены". Исходя из этого высказывается мнение, что холостые не могут занимать такие должности. Но греческое выражение (mias gunaikos andra) следует рассматривать не как предписание, что церковный служитель должен быть женатым человеком, а как характеристику мужчины, хранящего верность одной женщине. То есть Павел предписывает не минимум одну жену, а максимум. В некоторых переводах это выражение передается словами "женатый только один раз" или подобными. Поэтому холостое положение не может быть причиной отказа людям в этих служениях.

Мы отметили, что отличительная черта человека, выражаемая словами "образ Божий", распространяется на все человечество. В глазах Божьих все люди равны. Для Него не имеют значения расовые, социальные и половые различия (Гал. 3:28). Спасение, вечная жизнь и общение с Богом доступны всем. Поэтому верующие должны демонстрировать одинаково беспристрастную заботу и проявлять интерес ко всем людям независимо ни от каких жизненных обстоятельств (Иак. 2:9).