Трудности, связанные с обсуждением вопроса о грехе

Как ни важно учение о грехе, в наши дни это нелегкий для обсуждения вопрос. На то есть несколько причин. Во-первых, грех, как и смерть, - не очень приятная и привлекательная тема. Она угнетает нас. Нам не хочется думать о себе как о плохих или злых существах. А учение о грехе говорит, что таковыми мы являемся по своей природе. Человек не просто противится этому негативному учению. В обществе широко распространена тенденция поддерживать позитивную психологическую настроенность. Настойчиво пропагандируются только позитивные идеи и взгляды. Внимание привлекают прежде всего возможности человека, яркие страницы истории человеческого рода, выдающиеся достижения человечества. На официальных добропорядочных светских встречах или даже в церкви разговор о греховности человека выглядит почти как сквернословие или непристойность. Эта тема запрещена. Такую всеобщую настроенность можно рассматривать как новое проявление законничества, главный запрет которого выражается словами: "Не говори ничего отрицательного"806.

Другая трудность при обсуждении вопроса о грехе связана с тем, что многим это понятие просто чуждо. Мы уже отмечали, что проблемы общества объясняются нездоровой окружающей средой, но при этом утрачивается и чувство вины. В результате в определенных кругах чувство объективной вины становится каким-то абстрактным понятием. Отчасти благодаря влиянию фрейдизма вина рассматривается как иррациональное чувство, от которого следует избавляться. При отсутствии трансцендентной, теистической основы нет никого, кроме себя самого или других людей, перед кем можно чувствовать себя ответственным или подотчетным. Поэтому, если наши действия никому не причиняют вреда, нет никаких оснований для чувства вины807.

Далее, многие просто неспособны постичь, что собой представляет грех. В большинстве случаев люди не представляют себе грех как внутреннюю управляющую силу или состояние. Они по большей части думают о грехах, то есть о личных неправильных действиях. Грехи представляются как нечто внешнее и конкретное, они логически не связаны с человеком. Исходя из этого, если человек не делает ничего плохого (а зло обычно рассматривается как внешнее проявление), он считает себя хорошим и о грехе не думает.