Чувственность

Одно из них - грех есть чувственность. Среди прочих такой точки зрения придерживался Фридрих Шлейермахер. В его понимании, грех - это стремление низшей или физической природы подавлять и контролировать высшую или духовную природу. Он буквально понимает предупреждение Павла не жить "по плоти" и относит грех к физической или материальной стороне человека827. Такая концепция, нередко предполагающая внутреннюю порочность материи, характерна и для мышления Августина, у которого она основывалась на противоборстве понятию чувственности828.

Этот взгляд привлекает своей простотой, но у него есть существенные изъяны. Прежде всего, он как будто бы игнорирует факт, что многие грехи, и среди них, возможно, самые тяжкие, - не физические по своей природе. В хорошо известном перечне Павла (Гал. 5:19-21) многие из грехов действительно относятся к "делам плоти" в буквальном смысле: блуд, нечистота, непотребство, пьянство, бесчинство. Но другие явно более "духовны" по своей природе: вражда, распри, зависть, гнев, разногласия, соблазны. Теория о грехе как о чувственности вынуждена объяснять эти "духовные" грехи контактом души или духа с извращенным телом. Но в таком случае значение чувственности растягивается до неимоверных размеров.

Далее, строгий контроль за физическим состоянием человека не оказывает никакого определенного воздействия на уровень его греховности. Аскеты пытаются подчинить контролю свои физические импульсы и нередко добиваются кое-какого успеха, но при этом они не становятся менее греховными. Остаются другие грехи, например, гордость. Греховная натура, подавляемая в одной сфере, находит выражение в другой. Это можно видеть на примере стариков. Их физические устремления угасают, зато возрастают раздражительность, нетерпимость или что-нибудь в этом роде.

Более того, в представлении о грехе как прежде всего чувственности отражается непонимание термина плоть, в частности, в том смысле, в каком его использует Павел (см. с. 506). Поэтому мы можем сделать вывод о несостоятельности той точки зрения, что чувственность - основополагающий принцип греха.