Уход от реальности

Грех выливается также в нежелание смотреть в лицо реальности. Человек перестает реалистически относиться к неприятным сторонам жизни, в особенности к последствиям своих грехов. В частности, люди предпочитают не думать о непреложном факте, что рано или поздно каждый должен умереть (Евр. 9:27). Одно из выражений этого - использование иносказательного языка. Человек не умирает, он просто "уходит". Смерть представляется как небольшое приятное путешествие. В современном обществе нет больше кладбищ и могил. Вместо них у нас появились "мемориальные парки". А процесс старения, предупреждающий о приближении смерти, маскируется эвфемизмами типа "пора зрелости" или "золотой возраст". Всевозможные уловки, с помощью которых смерть маскируется или игнорируется, иногда выливаются практически в отрицание смерти, отражающее по сути страх перед смертью. Подавляемое осознание того, что смерть - возмездие за грех (Рим. 6:23), лежит в основе многих наших попыток не думать о ней.

Отрицание греха

Отрицание смерти сопровождается отрицанием греха. Для этого есть разные способы. Ему можно дать другое название, чтобы он вообще не воспринимался как грех. Его можно считать результатом болезней, лишений, невежества или, в крайнем случае, социальных неурядиц. Карл Меннингер описал это явление в книге "Что стало с грехом?"904. Отрицание существования греха - один из способов избавления от болезненного осознания своих прегрешений.

Другой способ отрицания греха - признание неправильности совершенного поступка, но уклонение от ответственности за него. Мы видим это на примере самого первого греха. На вопрос Господа: "Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?" (Быт. 3:11) - Адам ответил переложением ответственности: "Жена... дала мне от дерева, и я ел" (Быт, 3:12). Первой реакцией Адама было уклонение от личной ответственности - он ел исключительно по наущению Евы. Но попытка Адама переложить ответственность была еще более серьезной, поскольку фактически он сказал: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел". Адам попытался переложить ответственность даже на Бога - если бы Бог не дал Адаму жену, он бы не подвергся искушению. Жена быстро последовала примеру мужа: "Змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3:13). Змею винить было некого, и на этом процесс остановился. Но обратите внимание, что осуждению поверглись все трое - Адам, Ева и змей. Тот факт, что грехи Адама и Евы были спровоцированы, Не снял с них ответственности. Наказаны были как подстрекатель, так и сам грешник.

Стремление сложить с себя ответственность - обычное явление. Ибо человек часто испытывает глубокое чувство вины, которое он отчаянно старается искоренить. Но попытки переложить ответственность ведут к компромиссу с грехом и делают покаяние менее вероятным. Все наши оправдания и объяснения свидетельствуют лишь о глубине греха. Ссылки на объективную закономерность при объяснении и оправдании греха можно считать просто утонченной формой его отрицания.

Самообман

В основе отрицания греха лежит самообман. Иеремия писал: "Лукаво [ненадежно, извращено] сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? " (Иер. 17:9). Лицемеры, о которых часто говорил Иисус, возможно, обманывали себя, прежде чем обмануть других, Христос показал, до каких нелепостей может доходить самообман: "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф. 7:3). Давид осудил богатого человека из притчи Нафана за то, что тот взял овечку у бедного, но не понял смысла притчи (собственного греха в отношении Урии, у которого он взял жену), пока Нафан не указал на него (2 Цар. 12:1-5).