Революция

Самый радикальный подход к изменению общественных структур предполагает их разрушение или упразднение и замену их другими, при необходимости с применением силы. Идея заключается в том, что структуры эти настолько испорчены, что их нельзя уже освободить от пороков путем преобразования. Необходима новая отправная точка, а это требует радикального ниспровержения существующих форм. Такой подход часто подразумевает, что человек, если ему предоставляются соответствующие возможности, в основе своей бывает добродетельным или, по меньшей мере, нейтральным в нравственном отношении. Поэтому высказывается уверенность, что если нынешнее устройство будет ликвидировано, пришедшее ему на смену будет в основе своей хорошим. С этим подходом связано и явное убеждение в том, что влияние общества на своих членов не бывает продолжительным. Какое бы влияние ни оказывали общественные структуры на людей, влияние это является динамическим, а не статическим. Таким образом, когда какая-то структура упраздняется, ее влияние прекращается. Она не вызывает такого извращения человеческой природы, пагубное действие которого прекратится лишь тогда, когда произойдет духовное возрождение. Следовательно, можно быть уверенным, что, когда злые структуры будут упразднены, те, кто займет после этого руководящие посты, не будут устанавливать новый порядок, отвечающий исключительно их собственным интересам.

Эта стратегия, которую мы можем назвать стратегией революции, характерна для наиболее радикальных форм политической и религиозной философии. Она принимается в различных вариантах богословия освобождения, особенно в тех его разновидностях, которые принадлежат к наиболее наступательному типу946. Она, разумеется, представляет собой важнейший догмат марксистского учения и учения некоторых современных террористических групп.

Если, как мы показали в этой и в предшествующих главах, зло является по своей природе как индивидуальным (личностным), так и общественным, то наступление на него надо вести при сочетании стратегий, а не с помощью лишь одной из них. Поскольку сердца и личностная природа отдельных людей испорчены, духовное возрождение необходимо, если имеется в виду достижение устойчивой, прочной перемены. С другой стороны, поскольку существуют структуры зла в мире, выходящие за пределы возможностей отдельных людей, должны применяться какие-то средства и способы обновления этих структур. Стратегия революции - слишком крайний подход; она отступает от учения Христа в отношении насилия. Хотя вопрос о том, какую стратегию следует принять для преодоления зла, составляет тему, выходящую за рамки данного сочинения, следует все же отметить, что сочетание стратегий духовного возрождения и ненасильственных реформ внушает, по-видимому, более всего надежды в борьбе с грехом и злом в нашем мире. Здесь требуется выдвижение на первый план проповеди Евангелия, личной этики и общественной этики.