Функции Христа

Исторически сложилось, что Христа рассматривают в категориях трех видов служений - пророка, священника и царя. О трех служениях Христа говорили уже некоторые отцы церкви, но особое внимание к этому вопросу привлек Жан Кальвин1124. Представление о различных служениях стало обычным при рассмотрении дел Христа.

Но во многих современных христологических исследованиях многогранную работу Иисуса не подразделяют на категории пророческого, священнического и царского служений. Отчасти это объясняется тем, что некоторые современные богословские учения приняли иной взгляд на виды служений, определяемые этими терминами. Тем не менее важно помнить те истины, что Иисус раскрыл Бога человеку, примирил человека с Богом и другими людьми, правит и будет править над всем творением, включая человека. Эти истины необходимо сохранять, если мы признаем все, что Христос совершил в Своем служении.

В современном богословии от термина "служения Иисуса" отказываются по нескольким соображениям. Одно из них, особенно в протестантской догматике, исходит из тенденции рассматривать разные служения как резко отличающиеся друг от друга. Кроме того, как указывает Берковер, такие возражения нередко основываются на представлении об искусственном или схоластическом характере этих различий1125. Другая причина заключается в формальном истолковании самой сути служения1126, которое исходит из внебиблейского понимания этого термина. В результате затуманиваются динамика и личный характер дел Христа.

Концепция служений Христа подразумевает, что Он был призван выполнить определенную задачу. Различные стороны этой задачи (пророческую, священническую, царскую) мы видим в самой Библии, это не привнесение в библейский материал какого-то постороннего набора категорий. Отстаивая целостный взгляд на Христа, Берковер говорит о служении (в единственном числе) Христа1127. Дейл Моуди пишет о служениях, используя термины пророк, священник и властитель. Тем самым он выделяет царское служение, сохраняя общую идею.

Мы решили вести речь о функциях Христа - об откровении, правлении и примирении. Об этих аспектах дела Христа можно говорить как о Его поручении, ибо Иисус был Мессией, Помазанником. В Ветхом Завете люди получали помазание для выполнения определенной роли (например, священника или царя). Поэтому, когда мы говорим об Иисусе как о Хрясте или Помазаннике, нам надо иметь в виду, для выполнения какой роли (каких ролей) Он был помазан. При этом необходимо учитывать все три аспекта Его служения, не выделяя какой-то один в ущерб другим и не разделяя их слишком резко, как если бы речь шла об отдельных и изолированных поступках Христа.