Роль Христа в откровении

В служении Христа многие особо замечают откровение, которое Он дал об Отце и небесной истине. Иисус, действительно, видел Себя как пророка - после отвержения Его служения в Назарете Он сказал: "Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем" (Мф. 13:57). Пророка в Нем признавали слышавшие Его проповеди, во всяком случае Его последователи. Кроме того, во время Его триумфального входа в Иерусалим в собравшейся толпе говорили: "Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Мф. 21:11). Когда после Его речи на той же неделе фарисеи захотели схватить Его, они побоялись это сделать, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21:46). Два ученика на дороге в Еммаус назвали Его "пророком сильным в деле и слове" (Лк. 24:19). Евангелие от Иоанна сообщает, что люди считали Его "пророком" (Ин. 6:14; 7:40). А фарисеи ответили Никодиму: "Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк" (Ин. 7:52). Они явно пытались опровергнуть мнение, что Иисус был пророком.

Пророческая роль Иисуса сама по себе была исполнением пророчества. Петр конкретно отождествляет Его с предсказанием Моисея во Вт. 18:15: "Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня" (Деян. 3:22). Таким образом, в пророчествах Иисус предстает преемником не только Давида как царя, но и Моисея как пророка.

Пророческое служение Иисуса походило на служение других пророков в том отношении, что Он был послан Богом. Но была и существенная разница. Он пришел из самого присутствия Бога. Предсуществование с Отцом было основным фактором Его способности раскрытия Отца, ибо Он находился с Ним. Поэтому Иоанн говорит: "Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1:18). Сам Иисус заявил о предсуществовании: "Прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Ин. 8:58). Когда Филипп попросил показать ученикам Отца, Иисус ответил: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9). Никодиму Он сказал: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин. 3:13).

Несмотря на уникальность пророческого служения Иисуса, оно во многих отношениях походило на служение пророков Ветхого Завета. Они несли сходное послание, содержавшее предсказание о погибели и суде и провозглашение Благой Вести и спасения. В Мф. 11:20-24 предсказание несчастий Хоразину, Вифсаиде и Капернауму очень, похоже на предсказание Амосом бедствий Дамаску, Газе, Тиру, Моаву и другим областям, закончившееся обличением Израиля (Ам. 1 - 3). В Мф. 23 Иисус объявляет суд над книжниками и фарисеями, называя их лицемерами, змеями, порождениями ехидниными. Нет сомнений, что пророческое осуждение греха занимало видное место в Его проповеди.

Иисус провозглашал также Благую Весть. Среди ветхозаветных пророков о Благой Вести от Бога говорил, в частности, Исайя (Ис. 40:9; 52:7). Аналогичным образом, в Мф. 13 Иисус описывает царство небесное в выражениях, доносящих Благую Весть: царство небесное подобно сокровищу, скрытому на поле (Мф. 13:44), и драгоценной жемчужине (Мф. 13:46). Но даже в этой радостной вести есть предупреждение: царство подобно также неводу, захватившему рыб всякого рода, которых следует рассортировать, после чего хороших оставить в лодке, а плохих выбросить вон (Мф. 13:47-50).

Благая Весть присутствует также в утешительном послании Иисуса в Ин. 14: Он пойдет и приготовит место, а затем вернется и возьмет с Собой последователей (Ин. 14:1-3); верующие в Него сотворят больше дел, чем Он Сам (Ин. 14:12); Он сделает все, что они попросят во имя Его (Ин. 14:13-14); Он и Отец придут к верующим (Ин. 14:18-24); Он даст им мир Свой (Ин. 14:27). Тон этого отрывка очень напоминает Ис. 40. Эта глава начинается словами: "Утешайте, утешайте народ Мой", - и содержит далее уверения в присутствии, благословении и заботе Господа.

Отмечается сходство стиля и характера материала между учением Иисуса и писаниями ветхозаветных пророков. Многие ветхозаветные пророчества написаны стихами, а не прозой. Берни, Иоахим Иеремиас и другие указывают на поэтическую структуру многих высказываний Иисуса, а в некоторых случаях прослеживают арамейское происхождение греческого текста1128. Кроме того, как и ветхозаветные пророки, Иисус использовал притчи. В одном случае Он даже приспособил притчу Исайи для собственных целей (ср. Ис. 5:1-7; Мф. 21:33-41).

Служение откровения Иисуса охватывает большой промежуток времени и выражается в разных формах. Он выполнял его еще до воплощения. Он - Логос и, следовательно, свет, просвещающий всех приходящих в мир: в определенном смысле любая истина приходит от Него и через Него (Ин. 1:9). Есть указания, что Христос Сам работал в откровениях, передаваемых о Нем пророками. Петр пишет, что пророки, предсказывавшие грядущее спасение, исследовали, "на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу" (1 Пет. 1:11). Христос являл истину еще до Своего личного воплощения. Вполне возможно также, что второе Лицо Троицы присутствовало (или проявлялось) в богоявлениях Ветхого Завета.

Второй и наиболее очевидный период деятельности Иисуса в откровении - Его пророческое служение во время воплощения и пребывания на земле. Здесь соединяются две формы откровения. Он возвещал божественное слово истины. Но помимо этого Он был истиной и Богом, а следовательно, Он не только говорил об истине и реальности Бога, но и показывал их. Автор Послания к евреям заявляет, что Иисус - высочайшее из всех Божьих откровений (Евр. 1:1-3). Бог, говоривший до этого через пророков, теперь говорит через Сына, Который превосходнее всех ангелов (Евр. 1:4) и даже Моисея (Евр. 3:3-6). Ибо Иисус несет не только слово от Бога, но и саму Его природу, отражая сияние славы Бога (Евр. 1:3).

В-третьих, Христос продолжает служение откровения через Свою церковь1129. Он обещал оставаться с ней все время (Мф. 28:20). Он ясно дал понять, что во многих отношениях Его служение будет продолжено и завершено Святым Духом. Дух, посланный во имя Иисуса, будет учить последователей, напоминая им все, о чем Он говорил (Ин. 14:26). Дух будет наставлять их на всякую истину (Ин. 16:13). Но служение откровения Святого Духа не будет изолированным от служения Иисуса. Ибо Иисус сказал, что Дух "не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин. 16:13-15). Служение откровения Иисуса продолжилось через Святого Духа в самом прямом смысле. Поэтому, возможно, Лука сделал не совсем понятное заявление, что его первая книга относится "ко всему, что Иисус делал и чему учил от начала" (Деян. 1:1). Еще одно указание на продолжающееся служение откровения Иисуса находим в таком, например, заявлении: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15:5), помещенном в контекст образного сравнения Иисуса с лозой, а учеников - с ветвями. Из него мы можем сделать вывод, что, когда апостолы провозглашали истину, Иисус проводил через них служение откровения.

Окончательное и наиболее полное служение откровения Иисуса относится к будущему. Грядет время Его возвращения. Одно из слов, выражающих Его второе пришествие, - откровение (apokaluyis)1130. Тогда мы будем видеть ясно и четко (1 Кор. 13:12). Мы увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Все преграды к полному познанию Бога и истин, о которых говорил Христос, будут удалены.

Служение откровения Иисуса Христа - учение, присутствующее в самых разных формах христологии. В XIX и XX веках отдельные богословы строили на нем практически все учение о служении Христа и тем самым о Его Личности и природе. В либерализме были разные подходы к пониманию Личности и дел Иисуса, но все они сходились в том, что роль Иисуса усматривалась главным образом в раскрытии Отца и духовной истины. Это не обязательно означает, что неизвестная истина передавалась Ему каким-то особым или чудесным образом. Либералы считали Его просто духовным гением, в религиозном плане сыгравшим ту же роль, которую Эйнштейн сыграл в области теоретической физики. То есть Иисус смог узнать о Боге гораздо больше, чем кто-либо до Него1131.

Со взглядом на откровение как на основное по своей сути служение Христа связана теория, что Искупление следует понимать в свете его морального воздействия на человека (см. с. 669 - 672). В соответствии с этой теорией, искупительная смерть Христа связана прежде всего с откровением. Главная проблема человека состоит в том, что он отчужден от Бога. Он поссорился с Богом и думает, что Бог имеет что-то против него. Он также думает, что Бог несправедливо относится к нему, посылает на него незаслуженные наказания. Вследствие этого он относится к Богу как к недоброжелательному существу. Цель же смерти Христа заключалась в том, чтобы показать величие Божьей любви - Он послал Своего Сына на смерть. Получив такое доказательство Божьей любви и осознав всю ее глубину, человек должен ответить на Божью любовь. Всякий, кто слышит учение Иисуса, кто понимает Его смерть как выражение великой Божьей любви и кто отвечает на нее, воспринимает в полной мере служение Христа, выражающееся прежде всего в откровении.

По представлениям тех, кто служение Христа рассматривают в первую очередь как откровение, Его послание содержит: 1) основополагающие истины об Отце, Божьем царстве, значении человеческой души, 2) учения этического характера1132. Такой упор на роли Христа в откровении преуменьшает Его царские и священнические функции, следовательно, этот взгляд неприемлем. Все три функции неразрывно связаны. При тщательном рассмотрении учения Иисуса, связанного с откровением, становится ясным, что многое в нем относится к Его собственной Личности и служению, конкретно - к Его царству или примиряющей смерти, которую Он понес. На суде Он говорил о Своем царстве (Ин. 18:36). В ходе всего Своего служения Он провозглашал: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4:17). Он говорил, что пришел, "чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мк. 10:45). Таким образом, в понимании Самого Иисуса служение откровения неразрывно связано с функциями правления и примирения. Верно, что некоторые учения Иисуса не связаны напрямую с Его царством и искупительной смертью (например, притча о блудном сыне говорит прежде всего об отцовской любви), тем не менее, с учетом полной библейской характеристики Иисуса, Его дела в откровении нельзя отделять от Его дел по правлению и примирению.