Значение Искупления

Искупление - коренной вопрос христианской веры. Разумеется, для нас очень важно иметь правильное понимание Бога Отца и Сына, а также четкое представление о природе человека и его духовном состоянии. Но учение об Искуплении имеет для нас решающее значение, поскольку оно представляет собой как бы точку перехода от объективного к субъективному аспекту христианского богословия. Здесь наше внимание перемещается с природы Христа к Его активной деятельности ради нас, здесь систематическое богословие напрямую соотносится с нашей жизнью. Искупление сделало возможным спасение. Это также основание важнейших учений, которые нам еще предстоит рассмотреть: учения о церкви, относящегося к коллективным аспектам спасения, и учения о последних днях с его эсхатологическими аспектами.

Большинство богословов так или иначе признают основополагающий характер Искупления (atonement)1144 или говорят о "решающем значении креста". Эмиль Бруннер, например, заявляет: "Тот, кто правильно понимает значение Креста... понимает Библию, понимает Иисуса Христа"1145. Леон Моррис пишет: "Искупление - кардинальное вероучение. Если мы ошибаемся в нем, тогда, как мне кажется, не имеет особого значения, что мы думаем по другим вопросам"1146. Учитывая важность этого учения, нам надлежит быть очень внимательными при его рассмотрении.

На примере учения об Искуплении мы видим самое ясное, пожалуй, указание на органический характер богословия, то есть на то, что различные учения сочетаются друг с другом как единое целое. Точка зрения, принимаемая в одном из них, отражается на построении других или способствует их разработке. В данном случае имеет место соединение учений о Боге, человеке, грехе и Личности Иисуса для .определения человеческих нужд и того способа, которым они могут получить удовлетворение. А из понимания этих других учений вытекает понимание различных граней спасения: обретения праведности пред Богом (оправдание), получения духовной энергии и направления в жизни (духовное возрождение), развития благочестия (освящение). При правильном к нему подходе богословие обретает эстетические качества. Между различными аспектами учения появляются симметрия и гармония, которые не могут не произвести впечатление. Появляется взаимосвязанность, напоминающая четко работающую машину или красоту картины, в которой каждый цвет дополняет другие, а линии и формы находятся в совершенной и приятной для глаза гармонии со всеми остальными частями картины1147.

Понимание Искупления будет зависеть от принимаемых нами учений о Боге и о Христе. Если Бог - святое, праведное и требовательное существо, человеку самому нелегко дать Ему удовлетворение, и тогда вполне вероятно, что от человека требуется сделать что-то еще, чтобы угодить Ему. С другой стороны, если Бог - снисходительный, потакающий Отец, говорящий: "Людям надо время от времени позволять поразвлечься", - человека достаточно будет лишь ободрить и направить. Если Христос - просто человек, то Его дела служат всего лишь примером, Он не предложил нам ничего, кроме собственного совершенного примера, сделав все, что от Него требовалось, включая смерть на кресте. Если же Он - Бог, Его служение для нас неизмеримо превосходит все, что мы можем сделать сами, ведь Он становится для нас не только примером, но и жертвой.

Учение о человеке и связанное с ним учение о грехе также отражаются на общей картине. Если человек в основе своей остается духовно неповрежденным, тогда, по всей видимости, он может, приложив небольшое усилие, исполнить то, чего Бог ждет от него. В таком случае человеку нужны лишь наставление, вдохновение и мотивация, которые и будут составлять суть Искупления. Если же человек полностью порочен, а следовательно, не способен жить праведно, как бы он к этому ни стремился и какие бы усилия ни прилагал, для него необходимо сделать нечто более радикальное.