Трудности в понимании Святого Духа

Изучение Святого Духа крайне важно, но оно и достаточно трудно. Понимание в этом вопросе часто бывает менее полным и более путаным, чем в вопросах, относящихся к большинству других учений. Среди причин такого положения можно отметить, что в Библии о Святом Духе дается менее ясное откровение, чем об Отце и Сыне. Возможно, это частично объясняется фактом, что значительная часть служения Святого Духа заключается в возвещении и прославлении Сына (Ин. 16:14). В отличие от других учений, мы не находим систематического обсуждения темы о Святом Духе. Практически единственное развернутое обращение к этому вопросу - речь Иисуса в Ин. 14 - 16. Большинство упоминаний о Святом Духе связано с другими вопросами.

Еще одна проблема - отсутствие конкретной образности. Бог Отец понимается достаточно хорошо, поскольку образ отца знаком каждому. Сына тоже несложно представить себе, поскольку Он явился в человеческом облике, Его наблюдали, и о Нем писали. А вот Дух неосязаем и труден для восприятия. Еще больше дело усложняет, например, неудачная терминология в Переводе короля Иакова и других старых английских переводах, где Святой Дух называется Святым Призраком (Holy Ghost). Многие люди, воспитанные на этих переводах, представляют себе Святого Духа как нечто обернутое в бедую простыню.

Дополнительная проблема вытекает из того, как в Писании представлен характер служения Святого Духа по отношению к служению Отца и Сына. В настоящее время служение Духа заключается в исполнении воли Отца и Сына (и Его собственной, разумеется). Здесь можно вспомнить о земном служении Сына, во время которого Он был функционально подчинен Отцу. Но из этого функционального подчинения - Сына в течение Его земного служения и Духа в настоящее время - мы не должны делать вывод о Его принципиально более низком положении. На практике же многие из нас исповедуют как бы неофициальные богословские взгляды, согласно которым Дух по сути Своей: ниже Отца и Сына. Фактически, Троицу представляют себе как ОТЦА, СЫНА и святого духа" или же:

Эта ошибка напоминает арианскую. На основании библейских мест, где говорится о подчинении Сына Отцу во время Его земного служения, люди делали вывод о принципиально более низком положении Сына по сравнению с Отцом.

Вторая половина XX века отмечена серьезными разногласиями по вопросу о Святом Духе. Среди простых людей и неспециалистов учение о Святом Духе вызывало в этот период, возможно, наибольшее количество споров по сравнению с любым другим вероучительным вопросом. В результате появилось нежелание вообще затрагивать вопрос о Духе, так как это может вылиться в очередную полемику. Учитывая, что пятидесятники придают такое значение Святому Духу, некоторые непятидесятники, опасаясь, что их могут принять за пятидесятников, предпочитают вообще не говорить о Нем. Действительно, в одних кругах характеристика "харизматический" - знак отличия, а в других - позорное клеймо.