Личные качества Святого Духа

Помимо Божественности Святого Духа, нам необходимо рассмотреть также Его личные качества. Мы имеем дело не с безликой силой. Особо важное значение этот вопрос приобретает сейчас, когда в нашу культуру под влиянием восточных религий проникают пантеистические веяния. Библия ясно и разными способами показывает, что Святой Дух - личность и обладает всеми вытекающими из этого качествами.

Первое указание на индивидуальность Духа - использование в Его отношении местоимения мужского рода. Слово pneuma среднего рода, а поскольку местоимения согласуются с существительными, к которым относятся, по лицу, числу и роду, логично ожидать, что для обозначения Святого Духа должно использоваться местоимение среднего рода. Но в Ин. 16:13-14 мы видим необычное явление. При описании служения Святого Духа Иисус употребляет местоимение мужского рода ekeinos вместо местоимения среднего рода. Единственный возможный антецедент (слово, к которому местоимение относится) в данном контексте - "Дух истины" (Ин. 16:13)1283. Либо Иоанн, передавая речь Иисуса, допустил здесь грамматическую ошибку (а это маловероятно, поскольку такой ошибки мы не встречаем больше в Евангелии), либо он сознательно использовал мужской род, подчеркивая факт, что Иисус говорит о личности, а не о вещи. Аналогичный случай видим в Еф. 1:14, где в придаточном предложении определением Святого Духа служит os: "Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его".

Вторую серию указаний на индивидуальность Святого Духа представляют собой места, где Он и Его деятельность так или иначе отождествляются с различными личностями и их делами. В Ин. 14:26; 15:26 и 16:7 в отношении Святого Духа используется термин paraklhtos. В каждом из этих случаев из контекста явствует, что в виду имеется не какое-то абстрактное влияние. Слово paraklhtos используется и применительно к Иисусу (1 Ин. 2:1). Показательны Его слова в Ин. 14:16, где Он говорит, что умолит Отца дать ученикам другого paraklhtos. "Другой" - перевод слова allos, означающего "такой же другой"1284. В свете заявлений Иисуса, связывающих пришествие Духа с Его уходом (например, в Ин. 16:7), становится ясно, что Дух заменит Иисуса и будет играть ту же роль. Сходство их функций служит указанием на то, что Святой Дух - Личность, как и Иисус.

Еще одна общая для Иисуса и Святого Духа функция, указывающая на индивидуальность Духа, - прославление другого Лица Троицы. В Ин. 16:14 Иисус говорит, что Дух "прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам". Аналогию видим в Ин. 17:14, где Иисус в Своей первосвященнической молитве заявляет, что во время земного служения Он прославлял Отца.

Наиболее интересные примеры личностного соединения Святого Духа - места, где Он связывается с Отцом и Сыном. Самые известные среди них - формула крещения в Мф. 28:19 и благословение во 2 Кор. 13:13. Но есть и другие случаи. Иуда увещевает: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни" (Иуд. 20-21). Петр обращается к читателям как к "избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа" (1 Пет. 1:2). Ранее, в проповеди на Пятидесятницу, Петр заявил: "Итак Он [Иисус], быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что ныне видите и слышите... Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:33, 38). Павел тоже связывает дела всех Троих, например, в Гал. 4:6: "А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!" Сходная мысль высказана во 2 Кор. 1:21-22: "Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши". Другие примеры видим в Рим. 15:16; 1 Кор. 12:4-6; Еф. 3:14-17; 2 Фес. 2:13-14.

Святой Дух связывается также с Отцом и Сыном в различных эпизодах служения Иисуса. Один из таких примеров - крещение Иисуса (Мф. 3:16-17), при котором присутствовали все три Лица Троицы. Сын принимал крещение, Отец с небес высказывал Сыну слова благоволения, а Святой Дух сошел на Него в видимой форме. Еще один пример - изгнание Иисусом бесов, которое Он связывал с Отцом и Духом: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Мф. 12:28). Соединение Святого Духа с Отцом и Сыном в этих эпизодах указывает на то, что Он - такая же личность, как и они.

Индивидуальность Святого Духа явствует также из мест, где Он связывается с людьми. Приведем только один пример. Послание апостолов и иерусалимских пресвитеров церкви в Антиохии содержало весьма необычное выражение: "Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого" (Деян. 15:28). Трудно возражать против факта, что это совместное действие Духа и христианских лидеров указывает на присутствие у Духа тех самых качеств, которые присущи человеческой личности.

Фактически наличие у Духа определенных личных черт служит третьим указанием на Его индивидуальность. Наиболее очевидные среди этих черт - ум, воля и эмоции, которые традиционно считаются основополагающими элементами личности. Среди различных ссылок на ум и знание Духа отметим Ин. 14:26, где Иисус обещает, что Дух "научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". О воле Духа свидетельствует заявление в 1 Кор. 12:11, что различные духовные дары "производит один в тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно". Наличие у Духа эмоций явствует из Еф. 4:30, где Павел предостерегает против оскорбления Духа.

К Духу можно относиться как к личности, то есть Его индивидуальность может проявляться пассивно. Святому Духу можно солгать, как это сделали Анания и Сапфира (Деян. 5:3-4). Павел пишет о грехе оскорбления Святого Духа (Еф. 4:30) и угашения Духа (1 Фес. 5:19). Стефан обвиняет своих противников в том, что они всегда противятся Духу Святому (Деян. 7:51). Можно представить себе сопротивление какой-то безликой силе, но ей нельзя солгать и ее нельзя оскорбить. Кроме того, что особенно важно, есть грех хулы на Святого Духа (Мф. 12:31; Мк. 3:29). Этот грех, который, как можно понять из слов Иисуса, даже серьезнее хулы на Сына, невозможно совершить против чего-то безликого.

Наконец, Святой Дух предпринимает действия нравственного порядка и несет служения, которые могут совершаться только личностью. В эти Его дела входят обучение, духовное возрождение, поиск, беседы, ходатайство, повеления, свидетельство, водительство, просвещение, откровение. Интересные и необычные слова находим в Рим. 8:26, где Павел пишет: "Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными". Несомненно, Павел имеет в виду личность. То же самое можно сказать о словах Иисуса, относящихся к Святому Духу, например, в Ин. 16:8: "И Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде".

Все эти соображения приводят только к одному заключению. Святой Дух - Личность, а не сила, и эта Личность - Бог в той же самой мере и в том же самом смысле, что Отец и Сын.