Начало христианской жизни

Мы видим, что в учении Иисуса особенно большое значение придается работе Святого Духа при введении человека в христианскую жизнь. Иисус учил, что действие Духа является важнейшим и необходимым фактором как в обращении, которое составляет начала христианской жизни с точки зрения человека, так и в духовном возрождении, которое есть ее начало с точки зрения Бога.

Обращение - это поворот человека к Богу. Оно включает в себя отвергающий и созидающий элементы: покаяние, то есть отказ от греха, и веру, то есть принятие обетовании и служения Христа. Иисус особо подчеркивал необходимость покаяния (в частности, осознания своей греховности, которое является необходимой предпосылкой покаяния). Он говорил: "И Он [Утешитель] пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о суде же, что князь мира сего осужден" (Ин. 16:8-11). Без этой работы Святого Духа обращение невозможно.

Духовное возрождение - это чудесное преображение человека и внедрение в него духовной энергии. Иисус ясно говорит Никодиму, что духовное возрождение совершенно необходимо для того, чтобы быть принятым Отцом: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин. 3:3). Он развивает это положение дальше: "Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа; не может войти в Царствие Божие: рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:5-6). Иисус здесь ясно говорит, что второе рождение - сверхъестественное событие, а Святой Дух - это Тот, Кто вызывает это событие. Плоть (т.е. человеческое усилие) не способна осуществить такое преобразование. Равным образом, преобразование это недоступно постижению человеческим умом. Эту работу Духа Иисус уподобляет дуновению ветра: "Ветер веет, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит; так бывает со всяким, рожденным от Духа" (Ин, 3:8)1297.