Кальвинизм

С годами то, что называется кальвинизмом, приняло множество различных форм. Здесь мы рассмотрим некоторые общие черты, присущие всем им. Иногда в качестве вспомогательного мнемонического средства для выражения в кратком виде основных положений всей системы используется акроним TULIP1372: total depravity (полная греховность), unconditional predestination (безусловное предопределение), limited atonement (ограниченное Искупление), irresistible grace (неодолимая благодать) и perseverance (неотступность святых)1373. Хотя эти понятия истолковываются иногда по-разному и хотя не все они имеют существенное значение для нашей темы, мы используем их в качестве схематической основы для исследования данной точки зрения на предопределение.

Кальвинисты считают, что весь род человеческий потерян в грехе. На первый план они выдвигают представление о полной греховности: каждый человек настолько греховен, что не способен откликнуться ни на какое предложение благодати. Это состояние, которого мы вполне заслуживаем, включает в себя как нравственную испорченность (и, следовательно, нравственное бессилие), так и подверженность наказанию (виновность). Все люди начинают жизнь в этом состоянии, и поэтому оно называется первородным грехом. Кальвинистские богословы расходятся во взглядах на то, каким образом грех Адама привел к таким последствиям в каждом из нас. Одни считают, что Адам был нашим представителем и поэтому его грех вменяется нам1374. Отношение к нам такое, будто мы сами совершили этот грех. Другие принимают точку зрения Августина, согласно которой весь человеческий род присутствовал в Адаме "в зачаточной форме", так что мы действительно согрешили. Хотя мы лично не сознаем греха, тем не менее это был и наш грех1375.

Для описания состояния человека иногда используется выражение "полная неспособность" (total inability). Так подчеркивается факт, что грешник потерял способность делать добро и не способен на самостоятельное обращение1376. Часто цитируемый в этой связи ключевой отрывок Писания - Еф. 2:1-3: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие...". На всеобщность и серьезность этого состояния указывается также во многих других местах Писания (например, Ин. 6:44; Рим. 3:1-23; 2 Кор. 4:3-4).

Вторая важнейшая идея кальвинизма - всемогущество и всевластие Бога. Он - Творец и Господь всего сущего, поэтому Он волен делать все, что пожелает1377. Он никому не подвластен и ни перед кем не ответственен. Человек не может судить Бога за то, что Он делает. Одно из мест Писания, часто цитируемое в этой связи, - притча о работниках в винограднике. Хозяин нанял одних работников рано утром, других - около третьего, шестого, девятого и, наконец, одиннадцатого часа. Тем, кто был нанят около одиннадцатого часа, хозяин уплатил ту же сумму, что была обещана тем, кого он нанял в начале дня. Когда же те, кого наняли раньше, начали роптать на эту кажущуюся несправедливость, хозяин ответил одному из них: "Друг! я не обижаю тебя: не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?" (Мф. 20:13-15). Другое важное место - метафора Павла о горшечнике и глине. Человеку, жалующемуся на то, что Бог несправедлив, Павел отвечает: "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим. 9:20-21). Эта идея божественного всевластия в сочетании с человеческой неспособностью, человеческим бессилием лежит в основе кальвинистского учения об избрании. Без этих двух идей оставшаяся часть доктрины имеет мало смысла.

По кальвинистским представлениям, избрание - это выбор Богом людей для предоставления им Своей особой милости. Термин этот может относиться к выбору Израиля в качестве особого заветного народа или же к выбору отдельных людей для какого-то особого служения. Однако здесь нас этот термин в первую очередь интересует в смысле выбора людей чадами Божьими,, чтобы они благодаря этому получили вечную жизнь1378. Одно из библейских свидетельств, указывающих на избрание Богом людей для спасения, находим в Еф. 1:4-5: "Так как Он [Отец] избрал нас в Нем [Иисусе Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей". Иисус указывал, что Ему принадлежит инициатива в избрании учеников к вечной жизни: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал" (Ин. 15:16). Способность прийти к Иисусу зависит от лежащей в основе начальной воли Отца: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:44; см. также Ин. 6:65). И наоборот, все, кого Отец дает Иисусу, придут к Нему: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37). Кроме того, в Деян. 13:48 читаем: "Язычники, слыша это предложение спасения, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни".

Истолкование Божьего выбора или избрания некоторых людей к спасению как абсолютного или безусловного находится в согласии с действиями Бога в других ситуациях, таких как избрание народа Израиля, которым исполнялось обещанное при избрании Иакова и отвержении Исава. В Рим. 9 Павел ярко и выразительно доказывает, что во всех этих случаях выбор целиком зависит от Бога и никоим образом от избираемых людей. Приведя слова Бога Моисею из Исх. 33:19: "Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею", - Павел замечает: "Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" (Рим. 9:15-16)1379.

Нам уже ясны некоторые характерные черты избрания в понимании кальвинистов. Во-первых, избрание есть выражение верховной воли или соизволения Бога. Оно не основывается ни на какой заслуге избираемого. Не основывается оно и на предвидении того факта, что человек уверует. Оно есть причина, а не результат веры. Во-вторых, избрание действенно. Избранные Богом с несомненностью придут к вере в Него и устоят в вере до конца. Все избранные несомненно будут спасены. В-третьих, избрание предвечно. Это не решение, принятое в какой-то момент существования человека. Это то,- что Бог изначально намеревался сделать. В-четвертых, избрание безусловно и безоговорочно. Оно не зависит от того, что человек выполняет какие-то особые действия или удовлетворяет каким-то условиям или требованиям Бога. Дело не обстоит таким образом, будто Бог готов спасти людей, если они совершат определенные действия. Он просто желает спасти их и делает это. Наконец, избрание непреложно и неизменно. Бог не меняет Своего решения. Избрание предвечно и исходит из бесконечного Божьего, милосердия; у Него нет причины или повода для изменения Своего решения1380.

По большей части кальвинисты настаивают на том, что избрание не противоречит свободе воли, во всяком случае в том смысле, в каком они понимают этот термин. Но они отрицают, что люди обладают свободой воли в арминианском смысле слова. Кальвинисты подчеркивают, что грех устранил если и не саму свободу, то, по крайней мере, способность должным образом этой свободой пользоваться. Лорен Беттнер, например, сравнивает человечество после грехопадения с птицей со сломанным крылом. Птица "свободна" летать, но не способна это делать. Подобным же образом, "природный человек свободен прийти к Богу, но не способен на это. Как может он покаяться в своем грехе, если любит его? Как может он прийти к Богу, если ненавидит Его? Это бессилие воли, под гнетом которого находится человек"1381. Люди способны откликнуться лишь в том случае, когда Бог приходит к избранным со Своей особой благодатью. Тогда, ясно и живо видя природу своих грехов и одновременно величие, славу и любовь Бога, они с несомненностью и неизбежностью обращаются к Нему.

Среди кальвинистов существуют определенные различия. Некоторые из них придерживаются двойного предопределения, то есть что Бог избирает одних для спасения, а других для погибели. Кальвин называл это "ужасным решением", но, тем не менее, придерживался этого учения, поскольку нашел его в Библии1382. Другие говорят, что Бог активно избирает тех, кто должен получить вечную жизнь, а остальным просто не уделяет никакого внимания, оставляя их в их грехах, выбранных ими самими1383. Результат в обоих случаях один и тот же, но вторая точка зрения вину за погибель неизбранных приписывает их собственному выбору в пользу греха, а не решению Бога, усматривая ее причину в бездействии, а не в прямом вмешательстве Бога.

Другое важное расхождение между кальвинистами связано с вопросом о логическом приоритете и последовательности Божьих решений). Здесь надо различать супралапсарианскую, инфралапсарианскую и сублапсарианскую точки зрения. Эти понятия связаны с представлением о том, предшествует логически решение о спасении решению о допущении грехопадения или наоборот. Другой пункт расхождений между этими позициями относится к вопросу о том, распространяется Искупление на всех или же только на тех, кто избран для спасения.

Супралапсарианство

1. Решение спасти одних и осудить других.

2. Решение сотворить как избранных, так и отверженных.

3. Решение допустить грехопадение тех и других.

4. Решение предоставить спасение только избранным.

Инфралапсарианство

1. Решение сотворить людей.

2. Решение допустить грехопадение.

3. Решение спасти одних и осудить других.

4. Решение предоставить спасение только избранным1384.

Сублапсарианство

(неограниченное Искупление с ограниченным применением)

1. Решение сотворить людей.

2. Решение допустить грехопадение.

3. Решение предоставить спасение, достаточное для всех.

4. Решение избрать отдельных людей для принятия этого спасения1385.