Арминианство

Арминианство - термин, которым обозначается множество различных позиций. Диапазон этих точек зрения простирается от евангельско-христианских воззрений самого Арминия до левого либерализма. Арминий считал, что человек греховен и не способен делать добро, опираясь только на свои силы1386. Крайний же либерализм не принимает в расчет человеческую склонность к греху и потому отрицает, что человек нуждается в духовном возрождении1387. Арминианских взглядов придерживается также традиционное католичество с его акцентом на необходимости, дел в процессе спасения. По большей части мы будем рассматривать более консервативную или евангельскую разновидность арминианства, но разбирать ее будем таким образом и с таким широким подходом, чтобы наш анализ охватил позицию большинства арминиан.

Формулировки арминианских воззрений в какой-то степени различаются, но в них есть исходная в логическом отношении идея: Бог желает, чтобы все люди были спасены1388. Арминиане указывают на некоторые ясные и определенные высказывания Писания по этому вопросу. В Ветхом Завете Бог совершенно ясно заявил, что Он не желает ничьей смерти, даже смерти грешника: "Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез. 33:11). То, что Богу неугодна смерть грешников, видно также из слов Петра: "Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). В том же духе высказывается Павел: "Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:3-4). То же самое Павел заявил афинянам: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" (Деян. 17:30-31). Обратите особенное внимание на встречающееся дважды слово "всем" (pasi).

Желание Бога спасти весь человеческий род явствует не только из этих дидактических высказываний, но и из универсального характера многих Его повелений и призывов. В Ветхом Завете есть призывы и приглашения, обращенные ко всем, например: "Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте" (Ис. 55:1). Призыв Иисуса также не имел никаких ограничений: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11:28). Эти и сходные с ними места Писания настолько определенны и ясны, что даже такой стойкий кальвинист, как Беттнер, вынужден признать: "Верно, что некоторые стихи Библии сами по себе производят такое впечатление, будто ими предполагается арминианская позиция"1389. Если же, вопреки тому, что эти стихи, по-видимому, означают, спасение всех людей не является Божьей целью, то Он неизбежно оказывается неискренним в Своем предложении этого спасения.

Вторая основная концепция арминианства заключается в том, что все люди способны уверовать, или удовлетворить условиям спасения. Если бы это было не так, обращенные ко всем призывы и приглашения к спасению имели бы мало смысла. Но может ли богословие отстаивать ту точку зрения, что все люди способны уверовать? Может, если только мы придадим иную форму представлению о полной греховности или вообще откажемся от этого представления. Или же мы можем, вслед за Весли и некоторыми другими, принять концепцию о предваряющей благодати. Здесь мы уделим основное внимание именно этой последней точке зрения1390.

Обычно считается, что предваряющая благодать - это благодать, которая ниспосылается Богом всем людям без различия, в равной степени. Ее можно видеть в том, что Бог посылает солнце и дождь всем. Она также составляет основу всего доброго, что только встречается в людях где бы то ни было. Кроме того, она даруется всем, чтобы противодействовать последствиям греха. Генри Тиссен формулирует это следующим образом: "Поскольку человечество безнадежно омертвело в грехах и преступлениях и ничего не может сделать для достижения спасения, Бог благодатно восстанавливает во всех людях, достаточную способность к выбору в пользу повиновения и покорности Ему, Это несущая спасение благодать, которая проявляется во всех людях"1391. Поскольку Бог дарует эту благодать всем, каждый способен принять предложение спасения; следовательно, нет никакой необходимости ни в каком особом ниспослании благодати никаким отдельным людям.

Третья основная идея заключается в определяющей роли предвидения в избрании людей к спасению. По большей части арминиане приходят к решению сохранить термин избрание и полагают, что отдельные люди предназначены к спасению. Это означает, что Бог должен предпочитать одних людей другим. С арминианской точки зрения, Он избирает одних для получения спасения, а других просто оставляет без внимания. К спасению Бог предопределяет тех, относительно кого Он в Своем безграничном знании предвидит, что они примут спасение, предложенное Им в Иисусе Христе. Эта точка зрения основывается на тесной связи, которая существует в Писании между понятиями предвидения и предопределения или предназначения. Основное место в Писании, на которое при этом ссылаются, - Рим. 8:29: "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями". Эту идею подтверждают и стихи 1 Пет. 1:1-2, где Петр обращается к "избранным по предведению Бога Отца". В первом случае ключевым словом для нашего анализа является глагол proginwskw; во втором - форма существительного от того же корня, prognwsis. В обоих отрывках предназначение описывается как основанное на предвидении и вытекающее из него1392.

Наконец, арминиане выдвигают возражения против кальвинистского понимания предопределения как безусловного или абсолютного. Некоторые из этих возражений имеют скорее практический, нежели теоретический характер. Многие из них сводятся к мысли, что кальвинизм фаталистичен. Если Бог предопределил все, что должно случиться, имеет ли вообще какое-нибудь значение, что делают люди? Моральное поведение становится несущественным. Если мы избраны, имеет ли смысл, как мы живем? Мы будем спасены независимо от наших действий. Милдред Уинкуп характеризует арминианство как "этический протест против антиномистских тенденций кальвинизма. Если люди во всех отношениях связаны предопределением, этические требования праведности и святости не имеют значения в христианской жизни"1393.

Следующее возражение заключается в том, что кальвинизм сводит на нет всякий миссионерский, благовестнический побудительный мотив.

Если Бог уже избрал тех, кто будет спасен, и их число не может быть увеличено, тогда какой смысл в проповеди Евангелия? Избранные так или иначе будут спасены, и ко Христу придет не больше и не меньше людей, чем назначено. Тогда зачем беспокоиться о сборе средств, посылать миссионеров, проповедовать Евангелие или молиться за погибшие души? Такая деятельность неизбежно превращается в бесполезную суету1394.

Последнее возражение состоит в том, что кальвинистское учение о Божьих решениях противоречит пониманию человеческой свободы. Наши мысли, решения и поступки - все это по сути не наши действия. Бог предвечно предопределил их. В таком случае мы не можем делать ничего иного, кроме того,- что фактически делаем. Так что наши действия не свободны; они вызваны внешней силой, то есть Богом. Следовательно мы по сути не люди в традиционном смысле этого слова. Мы - автоматы, роботы, механизмы. Это, однако, противоречит всему, что мы знаем о самих себе, а также тому, как мы видим и понимаем других людей. Нет никакого смысла в том, что Бог хвалит нас за сделанное добро и обличает в совершенном нами зле, ибо мы не можем делать ничего иного1395.