Предлагаемое решение

Теперь нам надо попытаться прийти к каким-то выводам в отношении острого вопроса о решениях Бога, связанных со спасением. Обратите внимание, что мы не рассматриваем здесь проблему решений Бога во всей ее полноте. Иными словами, мы не рассматриваем вопрос о том, делает ли Бог неизбежным каждое событие, которое происходит в какой-то момент времени и в любой точке всего мира. Эту тему мы уже обсуждали в главе 16. Здесь нас интересует лишь вопрос о том, избираются ли некоторые люди Богом для получения особой благодати. Несомненно, в ходе нашего исследования могут возникнуть и более широкие проблемы, но в данный момент они представляют для sac второстепенный интерес.

Начнем с рассмотрения библейского материала. В Писании говорится об избрании в нескольких различных смыслах. Иногда термин избрание относится к выбору Богом Израиля как особого, одаренного особой милостью народа. В других случаях этот термин указывает на выбор отдельных людей для особого, привилегированного положения и служения и, конечно, на избрание к спасению. Ввиду присутствия у слова избрание различных значений любая попытка ограничить обсуждение лишь одним из них неизбежно приведет к искусственному сужению темы.

Необходимо внимательно рассмотреть слова, используемые для обозначения предопределения и связанных с ним понятий. Как в еврейском, так и в греческом языке есть несколько терминов, относящихся к этой теме.

Еврейское слово (bachar) и греческое eklegomai - приблизительно равнозначные термины. Они относятся к выбору или избранию Богом из человеческого рода некоторых людей для особых отношений с Собой1408. Греческое слово proorizw относится к предопределению или планированию чего-либо заранее1409. Однако это слово не всегда связано с конечной судьбой. Глагол protiqhmi и существительное proqesis относятся к планированию, намерению или решению сделать что-либо1410. Все эти термины передают идею побудительной причины к началу действия.

Прежде чем исследовать учение Библии об особом избрании Богом некоторых людей для вечной жизни, полезно рассмотреть рисуемую в Писании яркую картину потерянности и слепоты людей в их естественном состоянии, их неспособности откликнуться в вере на предоставляемую им возможность спасения. В Послании к римлянам, особенно в Рим. 3, Павел описывает человеческий род как безнадежно отделенный от Бога вследствие своих грехов. Люди не способны сделать что-либо, чтобы вывести себя из этого тяжелого состояния, и фактически, не сознавая своей ситуации, они и не имеют такого желания. Кальвинисты и консервативные арминиане согласны в этом. Дело не только в том, что в своем естественном состоянии люди не могут делать такие добрые дела, которые оправдали бы их пред Богом. Помимо этого, они поражены духовной слепотой (Рим. 1:18-23; 2 Кор. 4:3-4) и невосприимчивостью. Иисус в ярких выражениях описывает их положение, объясняя в притчах исполнение пророчества Исайи: "Слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их" (Мф. 13:14-15, цитата из Ис. 6:9-10). Павел ясно показывает, что духовное бессилие - всеобщее состояние, в равной мере характеризующее иудеев и язычников: "Как Иудеи, так и Еллины, все под грехом. Как написано: "нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога" (Рим. 3:9-11).

Раз дело обстоит таким образом, из этого следует, что никто никогда не откликнулся бы на евангельский призыв, если бы не было особого Божьего вмешательства. Именно в этом пункте многие арминиане, признавая показанную Писанием человеческую неспособность, вводят понятие предваряющей благодати, которая, как считается" оказывает на всех действие, сводящее на нет последствия греха и тем самым делающее веру возможной. Но проблема заключается в том, что в Писании нет никакого ясного и достаточного основания для этой идеи об универсальной помощи. Какой бы привлекательной во многих отношениях ни была эта теория, Библия попросту не учит ничему подобному.

Возвращаясь к вопросу о том, почему все же некоторые люди веруют, мы обнаруживаем впечатляющий набор текстов Писания, указывающих" что Бог избирает людей для спасения и что наш отклик на предложение о спасении зависит от предварительного решения Божьего и Его инициативы. Например, указывая, что Он говорит притчами, чтобы некоторые услышали, хотя они и не уразумели, Иисус продолжает, обращаясь к ученикам: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат" (Мф. 13:16). Это можно понимать и так, что у них больше духовных способностей, чем у других слушателей. Но смысл этого заявления становится более ясным в свете содержания Мф. 16. Иисус спросил Своих учеников, за кого люди почитают Его, и они пересказали Ему различные мнения - за Иоанна Крестителя, Илию, Иеремию, одного из пророков (Мф. 16:14). Петр, однако, сказал: "Ты - Христос, Сына Бога Живого" (Мф. 16:16). Поучительно замечание по этому поводу Иисуса: " Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мф.16:17). Именно особое действие Бога произвело разницу между апостолами и людьми, духовно слепыми и глухими. Это согласуется и с такими высказываниями Иисуса: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:44); "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" (Ин. 15:16). Иисус также говорит нам, что привлечение и избрание действенны: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6:37); "Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне" (Ин. 6:45).

Идея, что наша вера основывается на Божьей инициативе, выражена и в книге Деяний, где Лука рассказывает нам, что, когда язычники в Антиохии Писидийской услышали о спасения, они "радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни" (Деян. 13:48). Некоторые авторы пытаются доказать, что использованный здесь глагол (tetagmenoi) следует воспринимать в форме среднего, а не страдательного залога. Их перевод последней части этого стиха таков: "Уверовали все, которые предуставили себя к вечной жизни". Но с таким истолкованием связан ряд логических трудностей. Предполагается, что вера появляется в результате предназначения человеком самого себя к вечной жизни. Но как может такое совершить человек, который еще не уверовал? Обратите также внимание на основное значение слова tassw - "привести в порядок". Может ли невозродившийся и духовно бессильный человек действительно привести свою жизнь в порядок?

Неубедителен и тот аргумент, что предопределение Божье основывается на Его предвидении. Ибо слово (yada'), которое, по-видимому, стоит за использованным Павлом словом proginwskw, означает нечто большее, чем предвидение. Оно выражает оттенок очень хорошего отношения и близости. Оно подразумевает благосклонность или любовь и используется даже применительно к половым отношениям1411. Поэтому здесь имеется в виду не нейтральное предвидение того, что кто-либо сделает, а положительный выбор человека. Учитывая эту древнееврейскую подоснову, можно считать вероятным, что слова о предузнании и предведении в Рим. 8:29 и 1 Пет. 1:1-2 указывают на предвидение не как на причину предопределения, но как на его подтверждение.

Но что можно сказать о предложении спасения всем и общих призывах к слушателям уверовать? Арминиане иногда выдвигают такой аргумент, что если принять кальвинистские посылки, человек мог бы сделать выбор, решив принять спасение, но ему не было бы дозволено спастись. Однако, согласно кальвинистским воззрениям, такого сценария просто не может быть, ибо никто не способен пожелать получить спасение, прийти к Богу и уверовать без особой помощи, дающей такую способность. Бог искренне предлагает спасение всем, но мы все настолько погрязли в грехах, что не откликнемся на это предложение, если не получим в этом помощи.

Существует ли в такой ситуации подлинная свобода? Здесь мы отсылаем читателя к рассмотрению вопроса о свободе человека и ее соотношении с Божьим планом (глава 16). Но следует отметить, что в данный момент мы обсуждаем конкретную проблему духовной способности или свободы человека делать выбор в критическом, решающем вопросе о спасении. Если, как мы указывали ранее в главе 29, а также в данной главе, люди, не пережившие духовного возрождения, полностью греховны и не способны откликнуться на благодать, то не может идти и речи о том, свободны ли они принять предложение спасения, - не свободен никто! Речь, скорее, идет о том, свободен ли кто-нибудь из особо призванных отвергнуть предложение благодати. Принятая здесь точка зрения заключается не в том, что призванные должны откликнуться, а в том, что Бог делает Свое предложение столь притягательным, что ответ обязательно будет положительным.