Храм Святого Духа

Тройственную концепцию Павла о церкви завершает образ церкви как храма Духа. Именно Дух вызвал церковь к жизни. Эта грандиозная работа Духа была совершена на Пятидесятницу, когда Он крестил учеников и обратил три тысячи человек, породив церковь. И Он продолжал наполнять церковь: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13).

Дух присутствует в церкви как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Павел писал коринфянам: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3:16-17). Ниже Павел продолжает: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?" (1 Кор. 6:19). В другом месте он называет верующих "святым храмом в Господе... жилищем Божиим" (Еф. 2:21-22). А в контексте, где Христос образно называется краеугольным камнем храма, Петр говорит о верующих как о "доме духовном" (1 Пет. 2:5).

Пребывая в церкви, Святой Дух передает ей Свою жизнь. Качества, присущие Его природе и называемые "плодом Духа", присутствуют и в церкви: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Наличие этих качеств указывает на работу Святого Духа и в определенном смысле на подлинность церкви.

Именно Святой Дух придает церкви силу. Иисус указал на это в Деян. 1:8: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли". Зная о близком сошествии Духа с силой, Иисус дал ученикам казавшееся невероятным обещание, что они будут творить больше, чем творил Он Сам (Ин. 14:12). Поэтому Он и сказал: "Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Ин. 16:7). Именно Дух делает все необходимое для обличения мира о грехе, правде и суде (Ин. 16:8).

Обещание очень быстро исполнилось. На проповедь Петра в день Пятидесятницы ответили три тысячи человек (Деян. 2:41), более того, Господь ежедневно прилагал спасаемых к церкви (Деян. 2:47). Исполненные Духом ученики свидетельствовали о воскресении Иисуса с дерзновением и великой силой (Деян. 4:31, 33). Успех служения этих ранних верующих просто невозможно объяснить их собственными способностями и усилиями. Они не были какими-то необыкновенными людьми. Результат достигался благодаря служению Святого Духа.

На занятиях по гомилетике студентам предложили подготовить проповеди, основанные на различных проповедях, записанных в Библии. Дойдя до Деян. 2, студенты обнаружили, что обращение Петра в день Пятидесятницы - отнюдь не идеал гомилетического совершенства. Все они смогли подготовить более качественные с технической точки зрения проповеди, но никто из них, разумеется, и не надеялся превзойти результаты Петра. Результаты проповеди Петра невозможно объяснить искусством, с которым он ее готовил и вел. Причина успеха была заключена в силе Святого Духа.

Как мы уже отмечали, Дух придает телу единство. Речь идет не о единообразии, а о единстве цели и действия. Ранняя церковь характеризовалась как сообщество с "одним сердцем и одной душой" (Деян. 4:32). Ее члены даже сообща распоряжались материальными ценностями (Деян. 2:44-45; 4:32,34-35). Благодаря работе Духа чувство принадлежности к группе было у них более сильным по сравнению с сознанием собственного "я", поэтому на имущество они смотрели не как на "мое" или "твое", а как на "наше".

Пребывающий в церкви Святой Дух создает также чувствительность к водительству Роспода. Иисус обещал оставаться с учениками (Мф. 28:20; Ин. 14:18, 23). Но Он также сказал, что должен уйти, чтобы мог прийти Святой Дух (Ин. 16:7). Мы делаем вывод, что пребывание Духа - средство присутствия в нас Иисуса. Поэтому Павел писал: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим. 8:9-10). Павел имеет в виду взаимозаменяемость понятий пребывания в нас Христа и Духа.

Пребывая в учениках Иисуса, Дух напоминал им учение Господа (Ин. 14:26) и наставлял их на всякую истину (Ин. 16:13). Особенно ярко эта работа Духа проявилась в случае с Петром. В видении Петру было сказано заколоть и съесть нечистых животных, спускавшихся на землю на большом полотне. Первым ответом Петра было: "Нет, Господи" (Деян. 10:11-14). Он ведь хорошо знал о запрете есть нечистых животных. Традиция удерживала его от этого, но вскоре Петр понял, что суть виденного заключалась не в том, чтобы он ел нечистых животных, а в том, чтобы он доносил Евангелие не только до иудеев, но и до язычников (Деян. 10:17-48). Пребывающий в Петре Дух показал ему, что Господь направляет его к язычникам, и вызвал в нем готовность повиноваться. Святой Дух делает так, что верующие отвечают на водительство Господа и повинуются Ему.

Духа в определенном смысле можно также считать властелином церкви. Именно Он снаряжает тело, распределяя дары, которые в одних случаях выражаются в назначении людей на различные служения, а в других - в наделении особыми способностями. Он принимает решение, когда и кого наделить тем или иным даром. Павел пишет: "Все же сие [различные дары] производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1 Кор. 12:11).

Наконец, Святой Дух делает церковь святой и чистой. Храм в Ветхом Завете был святым .местом благодаря присутствию в нем Бога, и такую же роль в Новом Завете играют освященные верующие, поскольку они - храм Святого Духа (1 Кор. 6:19-20).