Смысл крещения

Следует ли считать крещение средством возрождения, необходимым условием спасения? Такую позицию как будто бы подкрепляет целый ряд текстов. Но при ближайшем рассмотрении убедительность этой позиции становится менее очевидной. В Мк. 16:16 читаем: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет". Но обратите внимание, что во второй части стиха крещение вообще не упоминается: "А кто не будет веровать, осужден будет". С осуждением связывается отсутствие только веры, а не крещения. По законам индуктивной логики, если какое-то явление (например, спасение) происходит в одном случае, но не происходит в другом, причину этого явления надо искать в том, чем эти случаи различаются между собой. Итак, о необходимости для спасения веры в Мк. 16:16 заявляется совершенно определенно, тогда как вопрос о крещении не столь ясен. Еще один аргумент заключается в том, что этот стих (фактически весь отрывок Мк. 16:9-20) не фигурирует во многих кодексах и переводах Евангелия.

Еще один текст, приводимый в поддержку концепции о крещении как о средстве возрождения и передачи спасительной благодати, - Ин. 3:5: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Но здесь нет ясных указаний, что имеется в виду именно крещение. При анализе смысла "рождения от воды" для Никодима наше рассуждение, хотя и не однозначно, склоняется к мысли об очищении, а не о крещении1694. Отметим, что акцент во всем отрывке делается на Духе и о воде больше не упоминается. Ключевая мысль - противопоставление сверхъестественного (Духа) и естественного (плоти). "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин. 3:6). Иисус объясняет, что новое рождение есть рождение от Духа. Эта работа Духа подобна дыханию ветра и не вполне уловима (Ин, 3:7-8). В свете общего контекста можно сделать заключение, что рождение от воды равнозначно рождению от Духа. Предлог kai в Ин. 3:5 имеет явно усилительный смысл, и стих можно перевести так: "Если кто не родится от воды, то есть от Духа, не может войти в Царствие Божие".

Третье место, требующее рассмотрения, - 1 Пет. 3:21: "Подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа". Обратите внимание, что в этом стихе воздействие обряда крещения самого по себе фактически отрицается. Оно спасает только как "обещание Богу", как акт проявления веры, подтверждающий доверие к Нему и опору на Него. Реальная основа нашего спасения - воскресение Христа.

В книге Деяний тоже есть места, связывающие покаяние с крещением. Самое, пожалуй, важное - ответ Петра в день Пятидесятницы на вопрос: "Что нам делать, мужи братия?" (Деян. 2:87).Он ответил: "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, - и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38). Но в этом рассказе в целом речь идет о том, что три тысячи человек приняли его слово и затем крестились. В следующей записанной проповеди Петра (Деян. 3:17-26) акцент делается на покаянии, обращении и принятии Христа, о крещении вообще не упоминается. В ключевых стихах Деян. 3:19-20 (повторяющих мысль Деян. 2:38 за одним примечательным исключением, что в них нет призыва к крещению) читаем: "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа". Керигма в главе 4 основывается на решающем значении веры в Иисуса, о крещении опять же не упоминается (Деян. 4:8-12). А когда темничный страж в Филиппах спросил: "Что мне делать, чтобы спастись?" - Павел ответил просто: "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:30-31). О крещении он ничего не сказал. (Не следует, правда, упускать из вида факт, что сам страж и все домашние его вскоре крестились.) Разумеется, между покаянием и обращением, с одной стороны, и крещением - с другой, существует тесная и важная связь, тем не менее эти места в Деяниях как будто бы указывают, что связь эту не следует считать неразрывной или абсолютной. В отличие от покаяния и обращения, крещение - не обязательное условие спасения. Оно представляется, скорее, выражением или следствием обращения.

Обратимся, наконец, к Тит. 3:5. Павел пишет, что Бог "спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом". Если здесь и есть намек на крещение, то очень расплывчатый. "Баня возрождения" означает, скорее, очищение и прощение грехов. Крещение - просто символическое выражение, а не средство прощения. Мы делаем вывод, что библейские основания в поддержку позиции, согласно которой крещение - средство возрождения или необходимый для спасения канал благодати, весьма шаткие.

Более того, с концепцией о возрождении через крещение связаны и некоторые специфические проблемы. Если принять во внимание все вытекающие из нее последствия, эта концепция противоречит принципу спасения благодатью, которому ясно учит Новый Завет. Утверждение о необходимости крещения для спасения напоминает утверждение иудействующих о необходимости обрезания для спасения, которое Павел категорически отверг в Гал. 5:1-12. Далее, за исключением Великого Поручения, Иисус никогда не включал тему о крещении в Свою проповедь и учение о царстве. Разбойник на кресте не был крещен и не мог быть крещен. Тем не менее Иисус заверил его: "Ныне же будешь со Мною в раю". Следует отметить, что попытки согласования концепции о возрождении через крещение с библейским принципом спасения только верой выглядят несостоятельными. Неубедительно и утверждение, что крещеные дети обладают неосознанной верой или что им помогает вера родителей (или церкви). Таким образом, представление о крещении как о средстве передачи спасительной благодати безосновательно со многих точек зрения.

А что можно сказать о позиции, согласно которой крещение продолжает или заменяет ветхозаветный обряд обрезания как знак вхождения в завет? В этом отношении показательно, что в Новом Завете значение внешнего обряда обрезания умаляется. В нем заявляется о необходимости замены обрезания, но не каким-то другим внешним действием (например, крещением), а внутренним расположением сердца. Павел указывает, что ветхозаветное обрезание было внешним формальным действием, свидетельствующим о принадлежности к иудаизму, но истинный иудей тот, который таков внутри: "Но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала, не от людей, но от Бога" (Рим. 2:29). Павел говорит, что не просто прошло время обрезания, а что изменилась сама структура, частью которой было обрезание. В то время как Оскар Кульман1695 и другие решительно заявляют, что крещение - новозаветный эквивалент обрезания, Джордж Бисли-Мюррей отмечает, что крещение "покончило с необходимостью обрезания, поскольку оно означает союз верующего со Христом, и в этом союзе с Ним ветхая природа исчезает. Меньшее обрезание заменено большим; обещанное в Ветхом Завете духовное обрезание стало в Новом реальностью через крещение"1696. Таким образом, если что-то и заняло место внешнего обрезания, так это не крещение, а внутреннее обрезание. Но, как указывает Павел в Кол. 2:11-12, между духовным обрезанием и крещением существует тесная связь.

В чем же тогда заключается смысл крещения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего отметим важную связь между крещением и нашим единением со Христом в Его смерти и воскресении. Эту мысль Павел подчеркивает в Рим. 6:1-11. Использование глагола в аористе подразумевает, что в какой-то конкретный момент верующий фактически соединяется со смертью и воскресением Христа: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6:3-4). Отметим, во-вторых, что в книге Деяний вера часто связывается с крещением. Крещение обычно либо непосредственно следует за принятием веры, либо практически совпадает с ним по времени. Павел в момент обращения был ослеплен. Когда же Анания, по повелению Бога, пошел в дом на улице, называвшейся Прямой, поговорил с Павлом и возложил на него руки, с глаз Павла спала как бы чешуя и он прозрел. Он встал, крестился и принял пищу (Деян. 9:18-19). Много лет спустя, рассказывая об этом событии толпе, собравшейся в Иерусалиме, Павел привел слова, которые сказал ему Анания: "Итак, что ты медлишь? встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа (Иисуса)" (Деян. 22:16). Слова Анании подразумевают, что при крещении человек призывает имя Господа. Таким образом, крещение само по себе есть акт выражения веры и преданности. Хотя вера возможна и без крещения (т.е. спасение не обуславливается крещением), крещение все же естественным образом сопутствует принятию веры и завершает его.

Итак, крещение - выражение веры и свидетельства единения человека со Христом в Его смерти и воскресении, то есть его духовного обрезания. Это публичная демонстрация верности Христу. Эту точку зрения Карл Барт прямо и недвусмысленно высказывает в.самых первых словах своей замечательной небольшой работы "Учение церкви о крещении": "Христианское крещение - по сути своей отражение [Abbild] обновления человека участием, силой Святого Духа, в смерти и воскресении Иисуса Христа и тем самым отражение единения человека со Христом, с заветом благодати, заключенным и реализуемым в Нем, и с Его Церковью"1697.

Крещение - мощное заявление. Это провозглашение истины о совершенных Христом делах, "водная баня", свидетельствующая о приобщенности верующего к смерти и воскресению Христа (Рим. 6:3-5). Это символ, а не знак, ибо оно наглядно выражает передаваемую истину. Между знаком и его соответствием нет внутренней связи. Например, зеленый сигнал светофора мы просто условно воспринимаем как разрешение ехать дальше. А вот на пересечении с железной дорогой смысл находящегося там знака иной - это символ, он ясно показывает, что здесь шоссе пересекается с железнодорожными путями. Крещение - символ, а не знак, поскольку оно олицетворяет смерть в воскресение верующего со Христом.