Объекты крещения

Обратимся теперь к вопросу о том, кого следует крестить. Суть здесь заключается в различии во взглядах, можно ли крестить детей или надо крестить только верующих (то есть тех, кто уже проявляет веру в искупительное служение Христа). Отметим, что дихотомия заключается не в разделении крещения детей н взрослых, - противники крещения детей заявляют, что кандидаты на принятие крещения уже должны проявлять веру. Мы считаем, что правильная точка зрения - крещение верующих.

Один из главных аргументов в пользу этой позиции - отсутствие в Новом Завете каких бы то ни было прямых указаний на крещение детей. Впечатляющее заявление на этот счет сделано в докладе "Крещение и конфирмация сегодня", составленном Объединенным комитетом по крещению, конфирмации и святому причастию Церкви Англии:

Ясно, что крещение обычно принимали взрослые, а не дога; следует призвать, что в Новом Завете нет каких-то убедительных свидетельств о крещении детей. Можно говорить только о том, что в .число "домашних" при крещении, возможно, входили дети (Деян. 16:15, 33; 1 Кор. 1:16). Во всяком случае совершенно очевидно, что учение о крещении в Новом Завете связывается с крещением взрослых, это же относится (с двумя или тремя исключениями) к авторам первых трех веков... Во всех приводимых в Новом Завете случаях крещения Евангелие было уже услышано и принято, а условие проявления веры (и, вероятно, покаяния) сознательно выполнялось до принятия таинства1698.

Многие исследователи Нового Завета согласны с такой точкой зрения. Они считают, что речь может идти лишь о возможном крещении детей в числе домашних.

Но некоторые исследователи занимают более категоричную позицию. Среди них - Иоахим Иеремиас, полагающий, что в число домашних при крещении непременно входили дети. Ссылаясь на Деян. 11:14 (см. Деян. 10:48); 16:15, 31-34; 18:8 и 1 Кор. 1:16, он пишет: "Во всех пяти случаях лингвистические факторы не позволяют ограничивать понятие "дома", "домашних" лишь взрослыми членами семьи. Напротив, они ясно показывают, что крещение принимали все члены семьи1699. Бисли-Мюррей, однако, замечает, что такая аргументация хотя и выглядит разумной, однако приводит к заключениям, выходящим за рамки намерений Иеремиаса, ибо эти дома переживали не просто крещение. Бисли-Мюррей отмечает, например, что, "согласно взглядам Иеремиаса, не может быть никаких сомнений относительно смысла Деян. 10:44-48: все домашние Корнилия услышали слово, все приняли Духа, все заговорили на языках, все крестились; дети тоже услышали слово, приняли Духа, заговорили на языках и крестились. Не может быть никаких исключений"1700. Разумеется, это место и другие, подобные ему, можно истолковать и по-другому. Возможно, все члены этих семей отвечали условиям, необходимым для крещения: они уверовали и покаялись. Но в таком случае все они достигли сознательного возраста, когда человек способен принимать на себя определенные обязательства.

Еще один аргумент в защиту концепции о крещении детей заключается в том, что дети, которых приводили к Иисусу для возложения на них рук (Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16; Лк. 18:15-17), фактически принимали крещение. В докладе 1955 года Специальной комиссии по крещению Церкви Шотландии утверждается, что слова Иисуса о "малых сих, верующих в Меня" (Мф. 18:6), означают, что они входят в число "крестившихся во Христа" (Гал. 3;27)1701. Доклад пытается также доказать, что Мф. 18:3; Мк. 10:15 и Лк. 18:17 - параллельные места с Ин. 3:3 и 3:5 и что во всех них речь идет о крещении1702. Это развитие аргументации Иеремиаса. Эту часть доклада Бисли-Мюррей комментирует следующим образом: "Такая экзегетика представляется мне настолько невероятной, что я даже не могу понять, как ответственная группа богословов середины XX века могла допустить публикацию такого документа от своего имени"1703.

Как Иеремиас, так и Кульман рассматривают Мк. 10:13-16 и параллельные места с точки зрения Sitz im Leben, положения ранней церкви. Они полагают, что эти рассказы были включены в Евангелия для оправдания практиковавшегося церковью крещения детей1704. Анализ и оценка этого вопроса выходят за рамки задач нашей работы1705, тем не менее важно отметить, что в этих отрывках о крещении не упоминается. Если бы включение этих рассказов в Евангелия преследовало цель обоснования крещения детей, где-то в непосредственном контексте должна была бы быть прямая ссылка на крещение. Говоря, что для вхождения в царство небесное человек должен стать как дитя, Иисус имел в виду необходимость простой веры, а не крещение.

Отметим, наконец, что позиция сторонников крещения детей основывается на понимании крещения либо как средства передачи спасительной благодати, либо как знака и печати вхождения в завет наподобие ветхозаветного обрезания. Поскольку оба эти представления мы сочли необоснованными, делаем вывод о несостоятельности и точки зрения сторонников крещения детей. Исходя из самого смысла крещения, мы должны придерживаться концепции о крещении верующих, тем более что в Новом Завете не показано ни одного ясного случая крещения человека до принятия им веры.