Способ крещения

Вопрос о надлежащем способе крещения невозможно решить на основании лингвистического анализа. Отметим, однако, что основное значение слова baptizw - "погружать" или "опускать под воду"1706. Мартин Лютер и Жан Кальвин считали погружение первым значением термина и изначальной формой крещения, практиковавшейся ранней церковью1707. Погружение можно считать библейским способом крещения на основании нескольких соображений. Иоанн крестил в Еноне, "потому что там было много воды" (Ин. 3:23). При крещении Иоанном Иисус "вышел из воды" (Мк. 1:10). Услышав Благую Весть, евнух ефиоплянин сказал Филиппу: "Вот, вода; что препятствует мне креститься?" (Деян. 8:36). Затем они оба сошли в воду, Филипп крестил его, и они вышли из воды (Деян. 8:38-39).

Но можно ли считать изначально практиковавшееся крещение погружением чем-то большим, нежели просто историческим фактом? То есть имеет ли это для нас нормативное значение? Нет сомнении, что в новозаветные времена крещение совершалось погружением. Но означает ли это, что мы и сейчас должны крестить погружением? Или есть другие возможности? По мнению тех, кто не считает способ крещения особенно важным, между смыслом крещения и способом его совершения нет никакой неразрывной связи. Но если крещение, как мы отмечали при обсуждении вопроса о его смысле, представляет собой символ, а не просто произвольный знак, мы не можем менять способ его совершения.

В Рим. 6:3-5 Павел проводит мысль о связи между способом крещения (погружением в воду и выходом из нее) и тем, что оно символизирует (смертью во грехе и новой жизнью во Христе; кроме того, крещение символизирует основание, на котором верующий умирает для греха и возрождается к новой жизни: смерть, погребение и воскресение Христа). Бисли-Мюррей пишет:

Несмотря на неоднократные опровержения экзегетов, есть все основания полагать, что смысл заявления Павла о погребении крещением, а не просто смерти (как в Рим. 6:7) связан с самой природой крещения через погружение. Поражает сама символика погружения как погребения, и если крещение вообще можно соотносить с пророческим символизмом, аналогия между действием и событием, которое оно олицетворяет, имеет определенный смысл. Считается, что заявления типа сделанного Доддом: "Погружение подобно погребению... выход из воды подобен воскресению" - основываются только на том, что значение крещению придает керигма, что весь его смысл заключен во Христе и в Его искупительном служении, что это керигма в действии и что чем больше действие соответствует содержанию керигмы, тем больше его воздействие. Но повторим еще раз: соединение "с Ним" при крещении основывается на Евангелии, а не на каком-то подражательном материале. Оно совершается "в Его смерти": во Христе и в Его смерти. Смысл таинству придают Христос и Его воскресение. Как сказал один из самых первых британских баптистов, крещение означает погружение в воду насмерть1708.

Можно возразить, что у Бисли-Мюррея, как баптиста, предвзятый взгляд на этот вопрос. О Карле Барте, представителе реформатского крыла, такого сказать нельзя. Вот что он пишет:

Греческое слово baptizw и немецкое taufen (от Tiefe - глубина) главным образом и прежде всего выражают мысль о полном погружении человека или какого-то предмета в воду и извлечения из нее. Изначально крещение совершалось именно так, как и обрезание в Ветхом Завете, - за прямой угрозой жизни непосредственно следовало освобождение и сохранение, исходящее из крещения. Вряд ли можно отрицать, что крещение совершалось погружением - и так было на Западе вплоть до средних веков, - оно гораздо выразительнее отражает смысл, чем ставшее впоследствии привычным обливание, особенно когда обливание свелось к простому смачиванию и в конечном счете к окроплению небольшим количеством воды... Можно ли такие соображения, как простота совершения обряда, забота о здоровье и соблюдение приличий, считать последним словом и поступать иначе [т.е. совершать крещение не в его изначальной форме]?1709

В свете этих соображений погружение представляется наиболее обоснованной среди всех позиций. Возможно, это не единственная приемлемая форма крещения, во она в наибольшей степени сохраняет и выражает смысл крещения.

Какой бы способ ни принимался, к крещению нельзя относиться легкомысленно. Оно имеет большое значение, ибо представляет собой знак союза верующего со Христом и признание этого союза, дополнительный акт веры, еще крепче цементирующий эту связь.