Необходимость повторения

Некоторые богословы высказывают мнение, что Иисус Сам установил вечерю Господню, но не дал повеления повторять этот обряд. Такая точка зрения основывается на факте, что в рассказах Матфея и Марка отсутствуют слова: "Сие творите в Мое воспоминание"1715. Некоторые сторонники метода редакционной критики полагают, что Лука добавил это повеление при редактировании текста и что в полученном им предании его не было. Но отсутствие повеления у Матфея и Марка не доказывает его недостоверности. Лука вполне мог пользоваться независимыми источниками. Во всяком случае, поскольку Лука писал под вдохновением Святого Духа, вся его книга - Слово Божье, а следовательно, авторитетна для нас и в этом конкретном вопросе. Кроме того, повеление: "Сие творите в Мое воспоминание" приводит и Павел (1 Кор. 11:24-25), который далее пишет: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:26). К этим соображениям можно добавить и церковную традицию. Не подлежит сомнению, что верующие совершали это таинство с самых ранних времен. Несомненно, церковь соблюдала его во время написания Павлом Первого послания к коринфянам (около 55 г. по Р. X.). Это происходило при жизни очевидцев, которые могли бы опровергнуть достоверность передачи Павлом слов Иисуса. Таким образом, есть все основания полагать, что повеление повторять таинство восходит к Иисусу.

Зададимся также вопросом, какое значение имела бы вечеря Господня, если бы не было повеления ее повторять. В таком случае хлеб и вино имели бы смысл только для узкой группы присутствовавших. Святые дары играли бы роль личного предметного урока для одиннадцати апостолов. А рассказ о вечере Господней был бы включен в Бвангелия только как запись об историческом событии. Но мы знаем, что ко времени написания Евангелия от Марка (ок. 60 - 62 г. по Р. X.) уже не было настоятельной необходимости в описании вечери Господней как исторического события (в отличие от большинства других эпизодов служения Иисуса). Уже существовал подробный исторический и дидактический рассказ Павла. Тот факт, что Марк и другие синоптики все же включили рассказ о вечере Господней, убедительно свидетельствует в пользу того, что они считали его чем-то большим, нежели просто историческим событием. Логично сделать вывод, что описание вечери Господней включено в Евангелия потому, что Иисус установил ее как повторяющийся обряд для будущих поколений. В таком случае рассказы Матфея и Марка указывают на необходимость регулярного повторения этого обряда, хотя оба автора не приводят повеления на этот счет.