Надлежащий организатор таинства

Кто может руководить таинством вечери Господней? Нужен ли рукоположенный священник или служитель? Только ли в его присутствии обряд обретает силу? А если да, то что собой представляет надлежащее рукоположение?

Здесь мы сталкиваемся с вопросом о духовенстве, тесно связанным с сакраментализмом. Сакраментализм - учение, согласно которому таинства сами по себе передают благодать и могут даже обеспечить личное спасение. Из него выводится учение о духовенстве: таинства могут отправлять только определенные люди. Например, по классической римско-католической догме, евхаристию может совершать только католический священник, рукоположенный по апостольской преемственности. Если какое-то другое лицо берет те же святые дары и произносит над ними те же слова, они остаются просто хлебом и вином. А получающие святые дары причащаются не к евхаристии, а к обычной трапезе.

В некоторых откровенно антилитургических христианских деноминациях нет особых ограничений в отношении лиц, совершающих таинство. Таинство вечери Господней может совершить любой христианин, обладающий для этого духовными возможностями. Если мирянин следует установленным нормам и исходит из правильных побуждений, обряд считается имеющим силу.

Здесь может быть и промежуточная точка зрения, учитывающая роль как церкви в целом, так и духовенства. Некоторые общины, придающие важное значение квалификации служителя, тем не менее уделяют большое внимание и церкви. Духовенство - институт церкви, священник - просто ее представитель. Другие общины особо подчеркивают священство само по себе и правильное рукоположение на него. По их мнению, священник обладает правом совершать то, что заложено в вечери Господней.