Библейское учение

Библия вполне ясно обещает верующему воскресение из мертвых. Ветхий Завет содержит несколько прямых утверждений на эту тему, и вот первое из них: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис. 26:19). В книге Даниила говорится о воскресении как верующих, так и грешников: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). Идея воскресения мертвых утверждается также в книге Иезекииля: "Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что Я - Господь, сказал это - и сделал, говорит Господь" (Иез. 37:12-14).

Помимо прямых утверждений, Ветхий Завет содержит и указания на то, что мы можем ожидать избавления от смерти или шеола. В Пс. 48:16 говорится: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня". Хотя в этом стихе нет никаких утверждений относительно тела, в нем выражена надежда, что наше неполное существование в шеоле не будет окончательным состоянием. В Пс. 16:15 говорится о пробуждении в Божьем присутствии: "А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим". Некоторые комментаторы усматривают сходные указания в Пс. 72:24-25 и в Пр. 23:141863, но в отношении последнего стиха такое толкование выглядит сомнительным.

Хотя нам следует проявлять осторожность и не приписывать Ветхому Завету тех откровений Нового Завета, которых там нет, большое значение имеет факт, что Иисус и авторы Нового Завета были убеждены в наличии в Ветхом Завете учения о воскресении мертвых. Когда саддукеи, отрицавшие воскресение мертвых, пришли к Иисусу с вопросом, Иисус обвинил их в незнании Писаний и силы Божьей (Мк. 12:24), а затем продолжил, обосновывая воскресение мертвых учением Ветхого Завета: "А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?" Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак вы весьма заблуждаетесь" (Мк. 12:26-27). Петр (Деян. 2:24-32) и Павел (Деян. 13:32-37) понимали Пс. 15:10 как предсказание воскресения Иисуса. В Евр. 11:19 высказывается похвала вере Авраама в способность Бога воскрешать из мертвых: "Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его [Исаака] в предзнаменование".

В Новом Завете учение о воскресении мертвых представлено, конечно же, с гораздо большей определенностью. Мы уже отмечали ответ Иисуса саддукеям, который приводится во всех трех синоптических Евангелиях (Мф. 22:29-32; Мк. 12:24-27; Лк. 20:34-38). Иоанн сообщает еще о нескольких случаях, когда Иисус говорил о воскресении из мертвых. Вот одно из самых ясных Его заявлений на эту тему: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут... Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:25, 28-29). Другие утверждения относительно воскресения мертвых находим в Ин. 6:39-40, 44, 54 и в рассказе о воскресении Лазаря (Ин. 11, особенно стихи 24-25).

Послания Нового Завета также содержат свидетельства о воскресении мертвых. Павел, несомненно, был убежден в будущем телесном воскресении мертвых и учил этому. Классический текст в этом отношении - 1 Кор. 15, где вопрос о воскресении обсуждается достаточно подробно. Особенно четко это учение утверждается в следующих двух стихах: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся" (1 Кор. 15:51-52). Воскресение мертвых также совершенно ясно утверждается в 1 Фес. 4:13-16 и подразумевается во 2 Кор. 5:1-10. А когда Павел предстал перед синедрионом, он вызвал распрю между фарисеями и саддукеями, заявив: "Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят" (Деян. 23:6); сходное заявление Павел сделал и перед Феликсом (Деян. 24:21). Иоанн также утверждает учение о воскресении мертвых (Отк. 20:4-6, 13).