Посттрибулационизм

По мнению посттрибулационистов, Христос не придет за церковью до завершения периода великой скорби. Они стараются не пользоваться термином восхищение церкви, поскольку, во-первых, это небиблейское выражение и, во-вторых, оно предполагает, что церковь избежит великой скорби или будет избавлена от нее, что противоречит самой сути посттрибулационизма.

Посттрибулационизм от претрибулационизма в первую очередь отличается менее буквальным истолкованием событий последних дней1899. Претрибулационисты, например, понимают слово (shabua') в Дан. 9:27 как свидетельство того, что великая скорбь будет длиться буквально семь лет, тогда как большинство посттрибулационистов придерживается того мнения, что великая скорбь будет просто довольно продолжительным периодом времени. Кроме того, у претрибулационистов в общем и целом имеется некоторое конкретное представление о тысячелетнем царстве; по их мнению, многие пророчества исполнятся буквально в течение этого тысячелетнего периода. Действительно, начало царству положит момент, когда Христос в буквальном смысле слова вступит на гору Елеонскую (Зах. 14:4). Посттрибулационистское понимание тысячелетнего царства выглядит гораздо более общим по своему характеру; например, продолжительность царства не обязательно будет составлять одну тысячу лет.

Согласно посттрибулационистским взглядам, церковь переживет великую скорбь и испытает ее на себе. Термин избранные в Мф. 24 (после великой скорби ангелы соберут избранных - Мф. 24:29-31) следует понимать в свете его использования в других местах Писания, где он означает "верующие". Начиная со дня Пятидесятницы, термин избранные обозначает церковь. Господь защитит и сохранит церковь, но не избавит ее от испытаний великой скорби.

Посттрибулационисты проводят различие между гневом Божьим и великой скорбью. О гневе (orgh) Божьем в Писании говорится, что он падает на грешников: "Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3:36); "Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою" (Рим. 1:18; см. также 2 Фес. 1:8; Отк. 6:16-17; 14:10; 16:19; 19:15). С другой стороны, верующие не испытают на себе гнева Божьего: "Спасемся Им [Христом] от гнева [Божия]" (Рим. 5:9); "Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева" (1 Фес. 1:10); "Бог определил нас не на гнев" (1 Фес. 5:9)1900. Тем не менее в Писании ясно говорится, что верующие испытают на себе великую скорбь. В подавляющем большинстве случаев существительное qliyis и соответствующей ему глагол qlibw имеют отношение к великой скорби, переживаемой святыми. Это имя существительное используется для обозначения гонения против святых в последние дни (Мф. 24:9, 21, 29; Мк. 13:19; Отк. 7:14). Это не гнев Божий, но гнев сатаны, антихриста и нечестивцев против народа Божьего1901.

Скорбь переживалась церковью на протяжении многих веков. Иисус сказал: "В мире будете иметь скорбь" (Ин. 16:33). Другие важные места - Деян. 14:22; Рим. 5:3; 1 Фес. 3:3; 1 Ин. 2:18,22; 4:3; 2 Ин. 7. Хотя посттрибулационисты не отрицают различия между скорбью вообще и великой скорбью, они считают, что различие это заключается в степени, но не по существу, в количественном, но не качественном отношении. Церковь уже претерпевала скорбь на протяжении всей своей истории, поэтому не будет ничего удивительного в том, что церковь испытает и великую скорбь.

Посттрибулационисты признают, что Писание говорит о верующих, которые избегут надвигающихся бедствий. Иисус, например, говорил Своим ученикам: "Итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого" (Лк. 21:36). Здесь использовано слово ekfeugw, которое означает "выйти из среды чего-то". Аналогичную мысль видим в Отк. 3:10: "И как ты сохранил слово терпения Моего, и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле". Предлог, переведенный, как "от" (ek), в действительности означает "из среды". Посттрибулационисты тем самым доказывают, что церковь будет сохранена и спасена от самого главного в великой скорби, но не от самой великой скорби, иначе должен был использоваться предлог apo1902, В связи с этим они напоминают о том, как евреями переживались казни египетские.

Определенное значение в Отк. 3:10 имеет также использование глагола threw ("сохранить"). Когда имеется в виду опасность, он означает "охранять", "защищать". С предлогом ek он появляется в Новом Завете только в одном месте: "Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла" (Ин. 17:16). Здесь threw противопоставляется глаголу airw, означающему "поднять" или "удалить", "убрать". Последний глагол очень точно передает представление о том, что, по мнению претрибулационистов, Иисус сделает с церковью при ее восхищении. В приведенном стихе Иисус, конечно же, говорит о положении Своих последователей непосредственно после того, как Он покинет землю, а не о великой скорби. Вопрос заключается в том, что, если бы Иоанн в Отк. 3:10 хотел сообщить, что Иисус "восхитит" церковь, вполне уместным было бы использование глагола airw. Но апостол, очевидно, имел здесь в виду то же самое, что и во второй части Ин. 17:15, - защиту верующих от присутствующей опасности, а не избавление их от наличия самой такой опасности1903.

Иначе, чем претрибулационисты, Посттрибулационисты понимают и слова Павла в 1 Фес. 4:17 о встрече с Господом на воздухе. Претрибулационисты считают, что это событие и есть восхищение церкви; Христос придет тайно за церковью, приведет верующих к Себе в облака и возьмет их на небо да конца великой скорби. Однако Посттрибулационисты, например Джордж Лэдд, не соглашаются с таким истолкованием, ссылаясь на употребление слова apanthsis ("встретить") в других местах Писания. В Новом Завете есть только два других ясных случая использования этого слова (Мф. 27:32 вызывает сомнения с текстологической точки зрения). Один из них мы видим в явно эсхатологической притче о пяти мудрых и пяти неразумных девах. Когда приходит жених, раздается крик: "Вот, жених идет, выходите на встречу ему [apanthsis]" (Мф. 25:6). Что означает это слово в данной ситуации? Девы выходят встречать жениха не с тем, чтобы затем уйти вместе с ним. Нет, они встречают его, а затем идут с ним обратно на брачный пир. В другом случае (Деян. 28:15) это слово используется в историческом повествовании, лишенном эсхатологической окраски. Павел и его спутники подходили к Риму. Группа верующих в Риме, услышав об их приближении, вышла до Аппиевой площади и трех гостиниц навстречу им (apanthsis). Это ободрило Павла, а римские верующие вернулись с ним в Рим. Основываясь на этих двух случаях использования слова apanthsis, Лэдд утверждает, что оно обозначает встречу кого-либо еще на его пути некоей группой, которая затем сопровождает его, возвращаясь туда, откуда вышла. Поэтому, когда мы встречаем Господа на воздухе, то речь идет не о том, что Он подхватывает нас и уносит, а о том, что, встретив Его, мы немедленно сходим вместе с Ним на землю в качестве Его триумфального сопровождения. Именно церковь, а не Господь возвратится назад при этой встрече1904.

У посттрибулационистов не такая сложная концепция последних дней, как у их претрибулационистских оппонентов. По их представлениям, например, будет только одно второе пришествие. Поскольку отсутствует временной интервал между приходом Христа за церковью и концом великой скорби, отпадает необходимость в еще одном дополнительном воскресении верующих. Будет только два воскресения: 1) воскресение верующих в конце великой скорби и в начале тысячелетнего царства, 2) воскресение нечестивцев в конце тысячелетнего царства.

Посттрибулационисты считают также, что весь комплекс событий, которые должны произойти в конце времен, обладает некоторым внутренним единством. Они убеждены, что эти события близки, хотя под этим не подразумевается близость самого второго пришествия в том смысле, что оно может случиться в любой момент. Они предпочитают говорить о втором пришествии, как о неизбежном, и приближающемся1905. Их блаженное упование заключается не в ожидании того, что верующих заберут с земли перед великой скорбью, а в уверенности, что Господь защитит и сохранит верующих, что бы ни произошло1906.