Термин небо

Будущее состояние праведников определяется разными терминами. Самый распространенный из них - конечно же, "небо". Однако сам этот термин нуждается в исследовании, ибо слова (shamayim) и ouranos используются в Библии в трех различных значениях. Первое значение этих слов - космологическое1913. Выражение "небо и земля" (или "небеса и земля") используется для обозначения всей вселенной. В рассказе о сотворении мира говорится: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Иисус говорил: "Доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона" (Мф. 5:18; см. также 24:35; Лк. 16:17). Об Отце Он говорил как о "Господе неба и земли" (Мф. 11:25). Небо (ouranos) - это пространство, на котором размещены звезды (Мф. 24:29), где летают птицы (Мф. 6:26)" откуда бьет молния (Лк. 17:24) и льется дождь (Лк. 4:25). Во втором своем значении небо фактически синонимично слову Бог1914. К примерам такого употребления относятся покаянное признание блудного сына своему отцу: "Я согрешил против неба и пред тобою" (Лк. 15:18,21); вопрос Иисуса фарисеям: "Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" (Мф. 21:25); заявление Иоанна Крестителя: "Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин. 3:27). Весьма примечательно многократное использование Матфеем выражения "Царство Небесное" в тех местах, где у Луки в параллельных текстах говорится о "Царстве Божьем". Обращаясь к еврейским читателям, которые не могли произносить имя Яхве, Матфей в качестве синонима слова Бог использовал слово небо.

Третье значение слова небо - и самое важное для наших целей - это "обитель Бога"1915. Так, Иисус учил Своих учеников молиться следующим образом: "Отче наш, сущий на небесах!" (Мф. 6:9). Он часто говорил об "Отце вашем Небесном" (Мф. 5:16, 45; 6:1; 7:11; 18:14) и об "Отце Моем Небесном" (Мф. 7:21; 10:32,33; 12:50; 18:10,19). Ту же саму идею передает и выражение "Отец, сущий на небесах" (Мф. 16:17). Об Иисусе говорится, что Он сошел с небес: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий" (Ин. 3:13; см. также 3:31; 6:42, 51)1916. Ангелы сходят с небес (Мф. 28:2; Лк. 22:43) и возвращаются на небо (Лк. 2:15). Они пребывают на небесах (Мк. 13:32), где они видят Бога (Мф. 18:10) и в совершенстве выполняют волю Отца (Мф. 6:10). Они даже называются небесным воинством (Лк. 2:13).

Именно с неба явится Христос (1 Фес. 1:10; 4:16; 2 Фес. 1:7). Он ушел на небо, чтобы приготовить вечную обитель для верующих. Мы не знаем, каков в точности характер Его деятельности, во, по-видимому, Он подготавливает место, где верующие будут находиться с Ним в общении: "В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам; и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я" (Ин. 14:2-3).

Очевидно, что небо как обитель Божья - именно то место, где верующие пребудут во веки веков. Ибо Павел пишет: "Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними [мертвыми во Христе] восхищены будем на облаках для встречи Господа на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:17). Мы знаем, что Господь, с Которым мы всегда будем, находится на небе в присутствии Отца: "Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему" (Ин. 20:17; см. также Деян. 1:10-11). Сейчас Он там: "Ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие" (Евр. 9:24). Следовательно, быть со Христом значит быть с Отцом на небесах. Верующему следует готовиться к пребыванию на небесах: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут" (Мф. 6:19-20). Петр пишет, что верующие духовно возродились "к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время" (1 Пет. 1:4-5). Павел тоже говорит о "надежде на уготованное вам на небесах" (Кол. 1:5) и о будущем времени, когда все небесное и земное соединится во Христе: у Бога "устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:10).