Природа неба

Небо в первую очередь есть место присутствия Бога. В Откровении новое небо сравнивается со скинией, шатром, в котором Бог пребывал среди евреев Ветхого Завета: громкий голос с неба сказал: "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Отк. 21:3). Изначальный Божий замысел вступить в общение с человеком повел сначала к сотворению Им человека и появлению человеческого рода, затем к Его пребыванию в скинии и в храме, затем к Его приходу на землю во плоти и закончится тем, что Он возьмет людей к Себе (на небо). Иногда, особенно в популярных изданиях, небо изображается местом величайших физических удовольствий, местом, где все, чего мы более всего желали на земле, исполняется в самой высшей степени. Таким образом, создается впечатление, что небо представляет собой лишь воспроизведение земных (и даже мирских) условий существования в расширенном и усиленном виде. По при правильном понимании сути вопроса главной отличительной чертой неба становится Божье присутствие, из Его присутствия и вытекают все благословения неба.

Присутствие Божье означает, что мы будем обладать совершенным знанием. В этом отношении можно вспомнить о католической традиции, в которой огромное значение придается идее, что на небе мы будем наслаждаться блаженным созерцанием Бога1917. Хотя значение этой концепции, возможно, и преувеличивается, в ней, тем не менее, получила отражение та важная истина, что впервые мы увидим и познаем Бога прямым и непосредственным образом. Павел отмечает, что сейчас "мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13:9-12). Иоанн пишет о том действии, которое окажет на верующего присутствие Божье: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть" (1 Ив. 3:2).

Небо характеризуется также отсутствием всякого зла. Будучи со Своим народом, "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21:4). Исчезнут не только несчастья и бедствия, повержен будет и самый источник зла, тот, кто прельщает нас, ввергая в грех: "А диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, ж будут мучиться день и ночь во веки веков" (Отк. 20:10). Присутствие совершенного и святого Бога и непорочного Агнца означает, что не будет никакого греха и никакого зла.

Поскольку слава присуща самой природе Бога, небо будет местом великой славы1918. Сообщение о рождении Иисуса сопровождалось словами: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2:14). Сходные слова были произнесены и при Его триумфальном въезде в Иерусалим: "Мир на небесах и слава в вышних!" (Лк. 19:38). Второе пришествие Христа произойдет с великой славой (Мф. 24:30), и Он сядет на престоле славы Своей (Мф. 25:31). Иисус сказал, обращаясь к народу, что Он "придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38). При описании неба как места невообразимого великолепия, величия, пышности и красоты используются образы, подчеркивающие огромные размеры или яркий, блистающий свет. Новый Иерусалим, который спустится с небес от Бога, показан построенным из чистого золота (даже его улицы - чистое золото) и украшенным драгоценными камнями (Отк. 21:18-21). И описании своего видения Иоанн, несомненно, прибегает к метафорическому использованию предметов, которые мы считаем наиболее ценными и красивыми, но подлинное великолепие неба, вероятно, намного превосходит то, что мы когда-либо видели до сих пор. Для освещения Нового Иерусалима не будет нужды ни в солнце, ни в луне, "ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк. 21:23; см. также 22:5).