Окончательность приговора грядущего суда

Важно осознать окончательность приговора грядущего суда. После вынесения приговора на последнем суде грешникам будет определено их конечное состояние1935. Ничто в Писании не указывает на возможность обретения веры после какого-то предварительного периода наказания.

Существует мнение, что окончательность определенного судом наказания противоречит разуму и даже, возможно, Писанию. Действительно, в Писании есть тексты, которые как будто бы указывают на то, что все будут спасены. Павел, например, писал: "Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1:9-10). Говоря о будущем, он заявил: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2:10-11). На основании подобных текстов утверждается, что люди, которые в этой жизни отвергают предлагаемое спасение, после своей смерти и второго пришествия Христа будут отрезвлены своим положением и примирятся со Христом1936.

К сожалению, однако, какой бы привлекательной ни была эта точка зрения, принять ее нельзя. Прежде всего, в процитированных текстах вовсе нет того, что им приписывают универсалисты. Примирение, соединение всего небесного и земного означает не восстановление общения впавших в грех людей с Богом, а восстановление гармонии в сотворенном мире посредством, помимо прочего, приведения греха в подчинение Господу. Речь идет не о принятии людьми Бога, а о подавлении Им их бунта. И хотя, действительно, всякое колено преклонится пред Христом и всякий язык исповедует, что Христос есть Господь, тем не менее грешников нам следует представлять себе не объединяющими с энтузиазмом свои силы с Господом, но, так сказать, сдающимися армии победителей. Это будет признанием поражения, а не радостной самоотдачей Христу.

Кроме того, в Писании нигде нет никаких указаний на предоставление грешникам еще одной возможности. Несомненно, если бы существовал шанс уверовать после суда, об этом было бы ясно сказано в Слове Божьем.

Помимо этих соображений, есть и вполне определенные заявления, свидетельствующие о противоположном. Библейские описания выносимого на суде приговора сопровождаются указаниями на его окончательность; например: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41). Хотя в притче о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31) речь идет о промежуточном, а не о конечном состоянии, в ней ясно говорится, что их положению присуща абсолютность или безусловность. Переход из одного состояния в другое невозможен: "И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк. 16:26). Итак, мы делаем вывод, что идею о восстановлении отношений грешников с Богом и о предоставлении им второго шанса следует отвергнуть1937.