История появления и развития на Западе учения о Filioque

 

Православное учение об исхождении Святого Духа от Отца было сформулировано отцами Второго Вселенского Собора в следующем виде:

"Και εις το Πνεύμα το Ἅγιον, το κύριον, το ζωοποιόν, το εκ τού πατρός εκπορευόμενον, το συν πατρὶ και υιώ συμπροσκυνούμενον και συνδοξαζόμενον, το λαλήσαν δια τών προφητών («И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшего пророки»).

Однако Римско-Католическая Церковь исповедует этот член Символа веры в другой редакции: «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца и Сына исходящаго». По-латыни добавка «и Сына» звучит как «Filioque». Иногда католическое учение о Filioque именуют также учением о двойном исхождении Святого Духа. Корни этого учения можно найти у блаженного Августина (V в.), который, подчеркивая единство Божественной Сущно­сти, общей всем Лицам Святой Троицы, склонен был умалять значение личного свойства Отца и Тройческое единоначалие, осу­ществляемое одним Отцом.

Однако впервые указанная добавка в Символ веры была сделана уже после жизни блаженного Августина. Принято считать, что это произошло в Испании в конце VI века. Дело в том, что с V века на территории Испании существовало королевство вестготов. Остготы были арианами. В 589 году в испанском городе Толедо состоялся церковный Собор, на котором испанский король торжественно отрекся от арианства и исповедал Никео-Цареградский Символ веры. И именно для того, чтобы подчеркнуть равенство Отца и Сына в текст Символа веры было добавлено Filioque.

 

[Сегодня некоторые исследователи полагают, что эта вставка была сделана несколько позже — в первой половине VII века. Во всяком случае можно с полной уверенностью говорить, что в исповеданиях веры испанских Соборов VII века Символ веры был уже с Filioque.]

 

Именно в VII веке произошло и первое столкновение Востока и Запада по поводу Filioque. Сведения об этом содержатся в послании преподобного Максима Исповедника к пресвитеру кипрскому Марину. Преподобный говорит, что в Константинополе вызвало недовольство одно из посланий Римского папы, в котором содержалось добавление в Символе веры. Произошло это в 40-е годы VII века. Преподобный Максим постарался тогда представить приемлемую для Востока интерпретацию этой вставки. Он писал, что римляне, желая подчеркнуть равенство Отца и Сына, не совсем точно выразили эту мысль. Преподобный надеялся, что в будущем латиняне будут выражаться точнее.

Новое столкновение по поводу Filioque относится уже ко времени правления императора Карла Великого. В 800 году Карл возродил Западную Римскую империю. На территории этого обширного государства он повелел петь во всех храмах Символ веры с добавлением Filioque. В 808 году западные монахи, отправленные Карлом в Иерусалим и жившие на Елеонской горе, были обвинены в ереси. В праздник Рождества Христова толпа народа стала кричать монахам-франкам: «Вы еретики, и книги ваши — еретические». Дело в том, что франки пели Символ веры с добавлением Filioque. На это обвинение западные монахи отвечали, что в придворной капелле Карла Великого Символ веры всегда поется с Filioque.

Скандал в Иерусалиме заставил императора Карла созвать в ноябре 809 года в Аахене Собор, утвердивший Filioque и осудивший Восточную Церковь за ересь. Карл также потребовал официального включения указанной добавки в Символ веры от папы Льва III, но неожиданно получил отказ. Папа не выступал принципиально против новой доктрины. Он считал приемлемым учение о Filioque, но полагал, что вносить изменения в Символ веры нельзя. Более того Лев III повелел сделать две серебряные доски, на которых выгравировал Символ веры (без Filioque) на греческом и латинском языках и повесил их в соборе святого Петра. Таким образом, хотя в начале IX века новая редакция Символа веры была широко распространена в Западной Европе, официально Рим этого учения еще не принимал.

Очередное столкновение между Востоком и Западом из-за Filioque произошло в 60-е годы IX века, в годы правления Константинопольского патриарха Фотия. В 865 году епископ, направленный в Болгарию патриархом Фотием, крестил местного князя Бориса. Так было положено начало крещению болгар. Однако Борис хотел сразу же получить от Константинополя полную церковную независимость. Это ему не удалось, и потому уже в 866 году Борис обратился в Рим к папе Николаю с просьбой о присылке в его страну духовенства. В результате в Болгарию прибыли латинские миссионеры, которые стали активно вытеснять следы греческой церковной традиции и вводить римские обычаи. В частности стал вводиться Символ веры с Filioque.

В начале 867 года патриарх Фотий издает окружное послание к представителям Восточных Церквей, в котором подвергает деятельность римских миссионеров в Болгарии уничижительной критике. Здесь впервые представлена развернутая богословская аргументация против Filioque. Это учение патриарх Фотий назвал безбожным и безумным, а насаждающих его в Церкви признал заслуживающими «тысячи анафем».

Однако осенью 867 года в Константинополе произошел государственный переворот. Император Михаил III был убит, а его ставленник Фотий свергнут с Патриаршего престола и отправлен в ссылку. Его заменил Патриарх Игнатий. И лишь в 877 году, когда скончался Игнатий, Фотий вновь взошел на Патриарший престол. В 879-880 году в Константинополе в храме Святой Софии состоялся Собор (Великий Свято-Софийский Собор), который принял «Орос», говоривший о недопустимости никаких изменений в тесте Символа веры и осуждавший Filioque. Возглавлявший тогда Западную Церковь папа Римский Иоанн VIII подтвердил решения Собора. Таким образом, Filioque не было принято всем Западом как общеобязательная доктрина, хотя эта вставка в Символ веры сохранялась на территории Германии и части Франции. Поэтому иногда говорят о Filioque как об отличительной черте немецкого богословия того времени.

После этого до начала XI века проблема Filioque никак не обсуждалась. Папство находилось в глубочайшем кризисе, став заложником борьбы римских патрицианских родов. С конца Х века на папский престол при помощи германских императоров начинают восходить немцы (первый — Григорий V в 996 году). И именно с этим принято связывать официальное внесение Filioque в Символ веры в Риме. Принято считать, что первым папой, официально исповедавшим Filioque, был Сергий IV (1009-1012). В известительном послании которого (1009 год) содержалась уже новая редакция Символа. Следующий папа Бенедикт VIII (1012-1024) подтвердил новую редакцию Символа. В 1014 году в Риме он увенчал императорскими коронами Генриха II и его супругу. На коронации Символ веры также исполнялся с добавлением Filioque. Именно это событие обычно считают формальным принятием новой редакции Credo в Риме. Известительные послания пап в Константинополь отныне обязательно содержат Filioque. По этой причине пап не вносят в константинопольские диптихи.

Когда в 1054 году состоялось формальное разделение За­падной и Восточной Церквей, легат папы Льва IX в Константинополе кардинал Гумберт уже обвинял греков в том, что они будто бы устранили слова "и Сына" из текста Символа веры. Собор в Бари (1098) под председательством папы Урбана II также объявил отказ от Filioque ересью. С этого времени все Соборы, которые Запад именует Вселенскими исповедывали Символ веры с Filioque.