Священное Писание об исхождении Святого Духа

 

Евангельское учение о Третьем Лице Святой Троицы не отличается такой же полнотой и определенностью как ветхозаветное учение о Боге-Отце и новозаветное учение о Боге-Сыне. Почти все, известное нам о Третьем Лице Святой Троицы, содержится в прощальной беседе Господа с учениками на Тайной Вечери в изложении Евангелия от Иоанна. Принципиальная ограниченность земных представлений в описании троических отношений, о которой писал святитель Григорий Богослов: “Объясни ... мне нерожденность Отца, тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и об исхождении Духа” более всего коснулась образа исхождения Св. Духа.

Католическое учение о Filioque основывается на своеобразном толковании ряда евангельских отрывков. Например, Ин.20:22: Иисус дунул, и говорит им: приимите Духа Святаго; Гал.4:6: Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего.

Однако, если внимательнее посмотреть слова Спасителя, переданные нам евангелистом Иоанном Богословом, то можно видеть, что Христос именует источником Святого Духа Отца. Ин. 15:26: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.

Ин. 14:26: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Таким образом, Дух Святой превечно исходит от Отца. Однако приход Духа в мир становится возможным лишь благодаря спасительной миссии Христа. Поэтому Господь говорит о том, что Дух приходит во имя Сына или что Сын посылает Духа в мир. Поэтому в евангельских текстах мы должны различать свидетельства о превечном исхождении Духа от Отца и о его временном послании в мир через Сына (то есть благодаря спасительной миссии, совершенной Христом).

Одной из причин рождения учения о Filioque является смешение именно этих двух аспектов бытия Святого Духа (превечного исхождения и временного посланничества).