Точка зрения Жана-Мишеля Гаррига и Олевье Клемана

Среди попыток римо-католических богословов найти приемлемую для Востока интерпретацию Filioque, одна из наиболее значимых принадлежит священнику Жан-Мишель Гарригу (Jean-Michel Garrigues). Во второй половине 1971 года, франкоязычный православный журнал Contacts, публикует его статью, «Le sens de la procession du Saint‑Esprit dans la tradition latine du premier millénaire». Колонка редакции, секретарем которой являлся О. Клеман, представляла эту статью как событие «преодолевающее тысячелетние неведение и недоразумение». А в 1972 году в сборнике католического центра «Истина», посвященном вопросу о расхождении Востока и Запада в области пневматологии, ученик В. Н. Лосского французский православный богослов Оливье Клеман опубликовал статью, посвященную анализу трактата святителя Григория Кипрского «Об исхождении Святого Духа». В этой публикации были поддержаны и развиты идеи Жана-Мишеля Гаррига. Потому в науке принято иногда говорить «о теории Гаррига-Клемана». Впоследствии она была положительно оценена многими католическими богословами.

Главное положение этой теории исходит из сопоставления латинского и греческого текстов Символа веры. Гарриг, а вслед за ним и О. Клеман утверждают, что значение греческого глагола ἐκπορεύομαι и латинского procedere не тождественны. И потому в греческой и латинской редакциях Символа веры выражены два разных аспекта учения о Святом Духе. Если ἐκπορεύομαι традиционно переводится на славянский и русский языки глаголом «исходить», то латинский глагол procedere, в соответствие с этой теорией, следовало бы перевести как «происходить». Глагол procedere следует переводить на греческий не как ἐκπορεύομαι, а как προϊέναι.

Под procedere (происхождением), по мнению Гаррига и Клемана, следует понимать сообщение от Отца к Сыну божественной сущности и всех свойств этой сущности, особенно же свойства быть источником божественности. Таким образом, не желая, в превечном движении любви – перихоресисе, сохранять эту сущность для Себя одного, Сын, вместе с Отцом передает её Духу. Наконец, Дух Святой, вместе с Отцом и Сыном, не желает сохранить божественность для Самого Себя, но превечно воссиявает, являет эту божественность, в икономии же стремится приобщить к ней человека. Таким образом, Святой Дух получает свое бытие из божественной сущности, которая является общей для Отца и Сына. К этому аспекту бытия Святого Духа Гарриг и Клеман прилагают латинский глагол procedere.

Гарриг даже предлагал новую редакцию греческого Символа веры, которая снимала бы указанное противоречие. На славянский язык эта редакция может быть переведена примерно так: И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже от Отца и Сына происходящаго. То есть исходит Дух от ипостаси Отца, но получает божественную сущность, которая является общей для Отца и Сына.