Три чиноприема инославных

 

Православная Церковь не оставляет без поддержки всех инославных христиан, изъявивших желание вернуться в ее лоно, Вместе с тем она учитывает разную степень отдаленности каждой из конфессий от истинного вероучения.

Еще в IV—V вв. в церковную практику вошли три чиноприема инославных, сформулированные затем в канонах Вселенских и Поместных Соборов и в правилах святых отцов

 

[Например, 95 правило VI Вселенского Собора:

 

95. Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, Македониан, Наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и Апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святого. А о бывших Павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократным погруженипем крещающихся, и Монтанистов, именуемых здесь Фригами, и Савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, как язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и Манихеев, Валентиниан, Маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.]

 

Суть этих трех чинов состоит в том, что прием в ограду цер­ковную тех, кто обращается из инославных конфессий, осуществ­ляется:

1) через таинство Крещения,

2) через таинство Миропомазания,

3) через таинство Покаяния.

Через таинство Крещения принимаются представители тех конфессий, в которых кардинально искажены догматы истины христианской веры. Прежде всего те, кто исказили учение о Свя­той Троице настолько, что они (как, скажем, иеговисты) отверга­ют триединство Божие, или те, которые совершенно исказили учение о Лице Христа Спасителя, или отвергают Его Божествен­ность, или ложно учат о Его воплощении (как, например, пред­ставители "Белого братства" и "Богородичного центра").

Даже если в этих сектах и существует крещение, они не может быть признано христианским таинством, поскольку христианское Крещение совершается во имя Святой Троицы. Если же та или иная религиозная организация не исповедует веру в Святую Троицу, то она не может и совершать крещания во имя Бога Троицы.

Есть другие конфессии, представители которых принимаются через таинство Миропомазания. Это те, у которых при многих искажениях основы церковного сознания остались. Сохранилась вера в Бога, в Троице Славимого, сохранилась вера в Господа Иисуса Христа, соединившего в единой Ипостаси Божество и Человечество, но не сохранилось священство. Крещение их признается и не повторяется, но Миропомазание преподается, потому что у них его либо вовсе нет, либо оно не может быть признано действительным как совершенное не священником.

Вторым чином — через Миропомазание — принимаются лю­теране, кальвинисты и другие более или менее традиционные про­тестанты.

И, наконец, существует третий чин приема — через таинство Покаяния, каковым могут быть приняты переходящие из тех кон­фессий, в которых апостольское преемство хиротоний (то есть цепь рукоположении, идущая от апостолов) никогда не прерыва­лось, сохранилось незыблемым. Это католики и представители Древних Восточных Церквей.

Признавая эти три чиноприема, Православная Церковь свидетельствует, что христианский мир, который находится вне ее ограды, не есть что-то с нею никак не сообщающееся. Ибо, если бы это было так, всех следовало бы принимать через Крещение. Обо всех нужно было бы говорить, что они только считают себя христианами, что они христиане только по имени и для того, чтобы им пойти в ограду церковную, им нужно креститься. Но, признавая эти три чина. Церковь говорит, что это не так, что свет благодати, имеющий источником своим Церковь, неизреченно, а может быть и промыслительно, не открытым нам в ясности образом, простирается и за видимые ее пределы. И, простираясь, имеет некое сообщение и некое воздействие на те христианские сообщества, которые находятся вне ограды церковной.

В православном богословии высказывались (и высказываются) различные мнения о католицизме и протестантизме. Нет сегодня среди богословов и единого мнения о границах Церкви. Тем не менее, нужно помнить, что в Русской Православной Церкви существует сегодня нормативный документ об инославии, который был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Это «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».

О практике различных чиноприемов здесь сказано так: «Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миро­помазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устнавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия».