Таинство Миропомазания

Миропомазание в Католической Церкви еще именуется конфирмацией (от лат. confirmo — подтверждать, укреплять). Материей этого таинства является святое миро — особым образом приготовленное вещество. В современной практике таинство совершается путем нанесения мира на лоб, возложения рук и произнесения молитвы. Ординарным совершителем конфирмации признается епископ. Однако миропомазать может и пресвитер. Обычно такие полномочия получают священники, имеющие обязанность крестить взрослых. В случае смертной опасности миропомазать может любой пресвитер (ККП 883). Однако миро освящается исключительно епископом (ККП 880). Таинство может быть преподано только крещенному человеку и только один раз. Относительно возраста, в котором следует преподавать верным это Таинство, строгих установлений в современном Кодексе канонического права нет. Здесь лишь говорится, что Миропомазание совершается над теми, кто, «находясь в здравом рассудке», могут «возобновить обетования, данные при крещении» (ККП 889), а также о том, что верных следует миропомазывать «при приближении сознательного возраста» (ККП 891). Таким образом, необходимым условием соершения Миропомазания в Католической Церкви является сознательное подтверждение крещенным человеком своего намерения быть христианином. Как писал Фома Аквинский, если Крещение — это таинство рождения к новой, сверхъестественной жизни, то Миропомазание — это Таинство «перехода к христианской зрелости». Крещенный, подтверждающий обеты, данные в Крещении, получает через Миропомазание дар Святого Духа. Именно после этого он становится полноценным членом Церкви и получает силу жить по-христиански.

Хотя возраст, в котором над детьми совершается Миропомазание, в разных регионах может быть разным, обычно совершению таинства предшествует обучение детей в церковных школах. Лишь после окончания этого обучения, когда подросток может сознательно исповедать свою веру, он миропомазывается и допускается до причастия. Однако нередко сегодня католики, крещенные в детстве, но выросшие в нерелигиозных семьях, остаются немиропомазанными и после достижения зрелого возраста.

Также следует отметить, что в некоторых регионах имеет место обычай причащать детей, не прошедших конфирмации, хотя официальные требования Католической Церкви в этом отношении остаются прежними.