Таинство Евхаристии в Католической Церкви

Богословское учение.Прежде всего следует отметить, что в латинской богословской традиции Евхаристией называют: 1) Таинство, установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери, 2) богослужение, во время которого совершается это Таинство, и 3) сами Святые Дары. Евхаристическое богослужение в Католической Церкви именуется мессой. Также по отношению к нему может употребляться и принятый в Православной Церкви термин Божественная литургия.

Учение о Евхаристии развивалось на Латинском Западе особым путем. В IX-XI веках в Западной Церкви имел место спор о Евхаристии. В частности, Беренгарий Турский († 1088) отверг учение о реальном присутствии Христа в Святых Дарах, утверждая, что хлеб и вино являются лишь символами Тела и Крови Христовых. Именно Беренгарий ввел в богословие Евхаристии понятие «субстанция», утверждая, что субстанция хлеба и вина сохраняется в Святых Дарах. Против учения Беренгария выступил кардинал Гумберт (участник событий 1054 года в Константинополе). В результате взгляды Беренгария были осуждены несколькими Соборами Западной Церкви XI века. Римский Собор 1079 года принял Исповедание веры, утверждавшее реальное присутствие в Евхаристии Тела и Крови Христовых. Сам Беренгарий, присутствовавший на этом Соборе, отказался от своих взглядов и признал, что «хлеб и вино … через Тайну святой молитвы и слова нашего Искупителя субстанционально изменяются, превращаясь в истинное Тело, собственное и животворящее, и в Кровь Господа нашего Иисуса Христа… Он присутствует там не только фигуративно и в силу Таинства, но в Своей Собственной природе и истинной субстанции» (ХВ 726).

В 1215 году IV Латеранский Собор принял учение о пресуществлении (транссубстанциации, лат. — transsubstantiatio). Окончательно средневековая западная доктрина о Евхаристии была сформулирована Фомой Аквинским. Используя аристотелевские термины, он учил, что во время совершения мессы субстанция хлеба и вина пресуществляется в субстанцию Тела и Крови Христовых при сохранении акциденций (то есть внешних признаков) свойственных хлебу и вину. Также Фома сформулировал учение о конкоминации (лат. concominatia — сопровождение), согласно которому присутствие Тела Христова сопровождается присутствием Крови и Души, а присутствие Крови — присутствием Тела и Души. Согласно ипостасному единству двух природ во Христе, присутствие Тела и Крови Христа сопровождается присутствием Его Божества. Таким образом, в каждой даже самой мельчайшей частице Святых Даров присутствует весь Христос Своими Телом, Кровью, Душой и Божеством (Summa theologiae, III, 76, 1-3).

Учение о конкоминации послужило богословской основой для утверждения в Западной Церкви обычая причащать мирян лишь под одним видом (под видом хлеба). Следует отметить, что в древности на Западе, как и на Востоке мирян причащали под двумя видами. При этом Тело Христово не погружалось в чашу, а преподавалось мирянам в руки, а Святую Кровь они испивали из чаши. В течение XI-XII веков постепенно распространяется обычай причащения мирян под одним видом. Отнятие чаши у мирян первоначально диктовалось небогословскими соображениями (когда причащалось много верующих, то Святая Кровь могла проливаться из чаши). Поэтому некоторое время мирянам преподавали облатку, омоченную в чашу. Однако, поскольку и при этом Святая Кровь могла капать на землю, такой обычай был запрещен. С начала XIII века утверждается практика причащения мирян только под видом хлеба. При этом облатка не дается в руки мирянам, а влагается прямо в уста.

С начала XV века начинаются активные протесты против этого обычая, ставшие затем одним из традиционных программных требований всех западных реформаторов. В связи с этим Констанцкий Собор (1414-1417) принял специальный Декрет о причащении под видом одного хлеба. Здесь признавалось, что хотя в древности Причастие преподавалось мирянам под двумя видами, однако впоследствии «во избежание опасностей и соблазнов» Церковь решила установить иной обычай: под двумя видами это Таинство преподается только тем, кто его освящает, а мирянам — под одним видом, «поскольку следует твердо верить, … что Тело и Кровь Христовы в своей целостности истинно присутствуют как под видом хлеба, так и под видом вина» (ХВ 728).

В XVI веке в полемике с протестантами Тридентский Собор еще раз подтвердил католическое учение о пресуществлении и о причащении мирян под одним видом, осудив заблуждения Лютера, Кальвина и других реформаторов. Собор издал несколько документов, посвященных Таинству Евхаристии.

Кроме того, поскольку протестанты отвергали учение о Евхаристии как о Жертве, в 1562 году Тридентский Собор принял Декрет о Жертве Святой Мессы. Здесь говорилось, что Жертва, принесенная Христом на Кресте, возобновляется во время совершения мессы. Как гласил Декрет, во время мессы «Тот же Христос, Который однажды явился (Евр 9, 27) кровавым образом на алтаре Креста, содержится и приносится в Жертву бескровным образом… Это одна и та же Жертва, … только образ принесения другой». Евхаристическая Жертва может приноситься как за живых, так и «ради тех, кто умер во Христе и еще не полностью очищен» (ХВ 768).

После Тридентского Собора существенных уточнений в догматическое учение Католической Церкви о Евхаристии не вносилось.

Отношение Православной Церкви к учению о пресуществлении. Термин «пресуществление» (греч. — μετουσίωσις) в православном богословии (по отношению к Евхаристии) первым употребил Константинопольский Патриарх Геннадий Схоларий († 1472/73) — первый Патриарх, занявший Константинопольский престол после падения Византийской империи. Впоследствии этот термин получил широкое распространение в сочинениях православных богословов. В частности, он присутствует в «Исповедании веры» митрополита Киевского Петра Могилы (1640), которое было в исправленном виде принято на Соборе в Яссах в 1643 году. Константинопольский Собор 1691 года признал термин «пресуществление» вполне приемлемым в Православной Церкви и полностью тождественным термину «преложение». Собор также наложил анафемы на тех, кто отрицают слово «пресуществление» или возводят на него хулу. С этого времени термин «пресуществление» становится общепринятым в православном богословии. Он присутствует и в «Пространном Катехизисе» святителя Филарета Московского.

Однако, начиная с XIX века, некоторые православные богословы критикуют термин «пресуществление», утверждая, что он не соответствует святоотеческому восточному преданию. Одним из первых с критикой латинского учения о Евхаристии выступил философ-славянофил Алексей Степанович Хомяков. В ХХ веке учение о пресуществлении критиковали протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Александр Шмеман, протопресвитер Иоанн Мейендорф, профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский. В настоящее время принципиальными противниками учения о пресуществлении являются профессора Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов и Михаил Степанович Иванов. С критикой этого учения выступил в ряде своих статей и преподаватель Калужской Духовной Семинарии Алексей Алексеевич Зайцев.

Устные и печатные выступления А. И. Осипова и А. А. Зайцева вызвали в последние годы бурную богословскую дискуссию в Русской Православной Церкви. В феврале 2006 года в Московской Духовной Академии состоялся семинар, посвященный богословскому осмыслению Таинства Евхаристии. В ходе семинара выяснилось отсутствие единого мнения среди профессоров, доцентов и преподавателей. В частности профессор протоиерей Максим Козлов и доцент протоиерей Валентин Асмус защищали термин пресуществление и настаивали на том, что в учении о Евхаристии между Католической и Православной Церквами нет существенных расхождений. Профессор же Осипов и его сторонники отстаивали противоположную точку зрения. По их мнению, латинское учение о Евхаристии не соответствует святоотеческому преданию. В 2007 году этот вопрос стал предметом обсуждения Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви, большинство членов которой поддержали точку зрения протоиереев Максима Козлова и Валентина Асмуса. Таким образом, в настоящее время в Русской Церкви имеется две точки зрения на католическое учение о Евхаристии. Первая считает это учение вполне приемлемым, вторая — отвергает его.

Некоторые практические аспекты совершения Евхаристии в Католической Церкви. Материей Таинства Евхаристии в латинском обряде являются пресный пшеничный хлеб и виноградное вино, смешанное с небольшим количеством воды (ХВ 731; ККП 924, 926). Обычай совершения мессы на опресноках впервые фиксируется на Западе в начале IX века, а к XI веку он становится повсеместным. С XI века начинается постоянная полемика между Востоком и Западом об опресноках. Тем не менее и сегодня обычай совершения мессы на пресном хлебе остается в латинском обряде общераспространенным.

Формой Таинства являются установительные слова Христа Спсителя («Примите, ядите, сие есть тело Мое» и «Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих проливаемая во оставление грехов», Мф 26, 26-28). Это учение было ясно сформулировано в документах Ферраро-Флорентийского Собора, а затем подтверждено Тридентским Собором. В Римский миссал 1570 года были включены специальные пояснительные статьи, также содержавшие это учение. В первой половине XVII века латинское учение о времени пресуществления было заимствовано украинскими богословами. В частности оно вошло в Требник митрополита Петра Могилы. Во второй половине XVII века это учение распространилось и в Московской Руси. Лишь в 1690 году Московский Патриарх Иоаким созвал в Москве Собор, который анафематствовал «хлебопоклонную ересь» и осудил книги, содержавшие латинское учение о времени пресуществления Святых Даров (в том числе и Требник Петра Могилы). А в 1693 году в текст архиерейской присяги было внесено обязательное исповедание веры в то, что Святые Дары пресуществляются наитием Святаго Духа через молитву архиерея или священника: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего» и т.д. Это учение Православная Церковь содержит и сегодня. Поклонение Святым Дарам на православной литургии совершается после эпиклезы (призывания Святаго Духа). В латинском же обряде поклонение совершается после произнесения священником установительных слов Христа Спасителя.

Сегодня католическим священникам настоятельно рекомендуется ежедневное совершение Евхаристии (ККП 904). При этом без уважительной причины не дозволяется совершать мессу без участия в ней хотя бы одного верного (ККП 906). С разрешения правящего епископа (ординария) священник в случае наличия пастырской необходимости может совершать Евхаристию дважды в день или даже трижды (ККП 905). Мирянам также разрешается причащаться дважды в день (ККП 917). Кроме того разрешается причащать два раза в день тех, чья жизнь находится под угрозой (ККП 921).

После Второго Ватиканского Собора разрешено совершение мессы не только по-латыни, но и на других языках. Главное, чтобы перевод мессы на тот или иной язык был утвержден соответствующей церковной властью (ККП 928).

Тому, кто намеревается причаститься, следует «хотя бы в течение часа перед священным Причастием воздерживаться от какой бы то ни было пищи и питья за исключением лишь воды и лекарств». Однако в том случае, если священник совершает мессу два или три раза в день, он может принимать пищу перед вторым и третьим служением, даже если между ними не прошло одного часа. Необходимость соблюдения евхаристического поста также отменяется для лиц пожилого возраста и страдающих какой-либо болезнью (ККП 919).

До причастия может быть допущен всякий крещенный, достигший «способности ко здравому суждению». Дети допускаются ко причащению только тогда, когда они в меру своих способностей «постигли тайну Христа» и могут «с верою и благоговением вкусить Тела Христова». В случае смертной опасности детям разрешается преподать Евхаристию, если они «способны отличить Тело Христово от обычного хлеба и могут с благоговением принять Причастие» (ККП 913). Дети, не достигшие способности ко здравому суждению, до Причастия не допускаются.

Тому, кто сознаёт за собою тяжкий грех, без предварительной исповеди не разрешается ни совершать Мессу, ни причащаться. В случае же, если священник, осознает за собой тяжкий грех, но не имеет возможности поисповедоваться перед совершением мессы, он может совершить службу, но затем он должен приступить к исповеди при первой же возможности (ККП 916).

Всякий верный католик по достижении сознательного возраста должен причащаться не реже одного раза в год. Если к тому нет препятствий, это предписание должно исполняться в Пасхальное время (ККП 920).

Современный Кодекс канонического права позволяет преподавать верным причастие как под видом хлеба, так и под обоими видами, а в случае необходимости — также и только под видом вина (ККП 925). Все же общераспространенным в латинском обряде остается причастие под одним видом (под видом хлеба).

Особенностью Католической Церкви является также наличие внебогослужебных форм почитания Святых Даров. Как на Востоке, так и на Западе еще в раннехристианскую эпоху сформировался обычай хранения Святых Даров для причащения больных и для преподания последнего напутствия умирающим. На Западе к XIII веку сложилась также традиция хранения Святых Даров для особого поклонения. В латинском обряде был введен праздник Тела Христова (позднее — Тела и Крови Христа). В XIV-XV вв. получили широкое распространение процессии со Святыми Дарами, выставление Святых Даров для поклонения в храме даже в те дни, когда месса не совершалась. В ХХ веке оформилась традиция строительства специальных часовен постоянного поклонения Святым Дарам.

После II Ватиканского Собора произошло определенное смещение акцентов в католическом религиозном сознании с внебогослужебного поклонения Святым Дарам к полноценному сознательному участию в литургии. Хотя почитание Евхаристии вне мессы сохраняется, все же Католическая Церковь указывает ныне своим верным, что центральное место следует отдавать участию в самой мессе.

С 80-х годов XIX века в Католической Церкви регулярно проводятся Евхаристические конгрессы, ставшие еще одной формой Евхаристического культа. Программа таких конгрессов обязательно включает в себя торжественное совершение Евхаристии, поклонение Святым Дарам, лекции, семинары и дискуссии. В современной практике Евхаристические конгрессы проводятся один раз в четыре-пять лет. Кроме общецерковных конгрессов, организуются также и национальные Евхаристические конгрессы.

С точки зрения Православной Церкви нет догматических возражений против поклонения Святым Дарам вне литургии. Как Православная, так и Католическая Церкви учат, что освященные Святые Дары остаются таковыми и после завершения богослужения. Однако Евхаристического культа подобного католическому на Востоке никогда не существовало. Восточная традиция не знает использования Святых Даров в каких-либо иных целях, кроме Причащения.