Вера и добрые дела

Центральным моментом лютеранского учения об оправдании является утверждение о спасении одной лишь верой. Для лютеран истинная вера — это не просто признание историчности всего, что написано в Евангелии, а принятие Христа как личного Спасителя. Рождение в человеке такой веры есть результат таинственного действия Святого Духа. Появление этой веры фактически тождественно спасению.

Термин «добрые дела» в лютеранском богословии также употребляется в более узком значении, чем, например, в католицизме. Например, монашество, совершение паломничеств, особые молитвенные правила не считаются в лютеранстве добрыми делаи и в «Аугсбургском исповедании» прямо названы «никчёмными» делами. Добрые дела сточки зрения лютеран являются лишь спонтанным последствием и нормальным проявлением спасающей веры. То есть доброе дело — это не какое-то дополнение к повседневным обязанностям в виде особых дел благочестия, а, наоборот, это и есть сами повседневные обязанности христианина. Потому и понятие христианского совершенства толкуется в лютеранстве весьма приземлено. Любой человек, который добросовестно ичполняет свои повседневные обязанности, является благочестивым.

Современный российский лютеранский теолог С. А. Исаев прямо говорит, что в лютеранстве нет места православному учению об обожении, «учению Святого Серафима Саровского о стяжании Святаго Духа как цели земной жизни христианина. Соответственно все средства, рекомендуемые Православной Церковью для восхождения верующих по лестнице святости, исключены из объёма понятия «добрые дела», и Церковь [в лютеранстве] не выступает как авторитетная инстанция, определяющая, какие требования предъявляться каждому отдельному верующему».