Дортский (Дордрехтский) синод (1618-19)

После бесчисленных споров 13 ноября 1618 года Генеральными Штатами был созван Национальный Синод в Дордрехте, который работал до 9 мая 1619 года. На нём присутствовали восемьдесят четыре делегата и восемнадцать представителей от государства. Из этого числа пятьдесят восемь человек были голландцами, а остальные — иностранными представителями. Зарубежным Реформатским церквам было предложено послать от каждой церкви, по крайней мере, по три-четыре богослова с правом голоса. В результате в Дордрехт прибыли представители церквей Англии, Швейцарии (Цюрих, Берн, Женева, Штаффхаузен), ряда имперских земель (Гессен, Бранденбург и др.) Национальный синод Франции также выбрал несколько делегатов, но король запретил им покидать страну. Открытие и закрытие Синода сопровождалось большими торжествами. Было проведено сто пятьдесят четыре официальных заседания, не считая большого числа конференций. Генеральные Штаты взяли на себя все расходы по проведению Синода, установив очень свободную шкалу затрат. Их расходы превысили 100 000 гульденов. Заседания были открытыми, и их посещало огромное количество народа.

Дортский синод — это единственный Синод, имеющий почти что всеобщий характер в истории Реформатских Церквей. Его каноны были приняты Национальным синодом Реформатской церкви Франции и стали обязательными для всех пастырей Франции. В Реформатской голландской церкви Америки эти каноны до сих пор признаются стандартом вероучения для всех верующих. В Англии и Шотландии постановления Дортского синода встретили определенную оппозицию. Все же можно сказать, что каноны Дортского синода имеют для кальвинистов такое же значение, какое для лютеран имеет «Формула Согласия».

После смерти графа Морица арминиане не подвергались преследованиям. Тем не менее количество их сторонников стало стремительно сокращаться. В результате в самой Голландии они превратились в небольшую секту, почти полностью ограниченную Роттердамом и Амстердамом. Арминианские доктрины были в значительной степени одобрены Англиканской Церковью, начиная с правления Карла I, а позже — методистами Великобритании и Америки. Тем самым они охватили большую территорию и получили большее влияние, чем они имели там, откуда произошли. Методизм следует основным доктринам Реформации, но принимает также пять пунктов арминианства, хотя и с некоторыми модификациями.

Основное содержание постановлений Дортского Синода таково.

1. Безусловное предопределение. Прежде создания мира Бог предопределил одних ко спасению, а других к вечной гибели. Это избрание абсолютно и безусловно. Оно не основывается на предвиденной вере и святости, которые являлись бы предварительным условием в избранном человеке. Поскольку Бог является неизменным, то и Его избрание неизменно; Его избранные не могут быть изгнаны и их число не может быть уменьшено. Чувство и уверенность в избрании постоянно побуждает нас к смирению и благодарности.
Не избранные просто оставлены на справедливое осуждение за свои собственные грехи.

2. Ограниченное искупление. Спасительная сила жертвенной смерти Христа действует только в избранных, чтобы благоуспешно вести их к спасению.

3. Вера является даром Божиим не потому, что Бог наделяет способностью веровать, а затем ожидает согласия человека уверовать по своей воле; но потому, что Тот, Кто соделывает желания и действия, и соделывающий всё во всём, соделывает в человеке волю к верованию и саму веру.

4. Неодолимость благодати. Божественная благодать действует в человеке неодолимо. Предопределенный ко спасению не может проивится благодати.

5. О неотступности святых (невозможности потери спасения). Тех людей, которых Бог, согласно Своему намерению, призывает в общение со Своим Сыном, нашим Господом Иисусом Христом, и возрождает Святым Духом, Он также избавляет от господства греха и рабского подчинения ему, хотя в этой жизни не избавляет всецело от плоти и тела греха. Тем не менее Бог до конца сохраняет их в дарованной им благодати. Избранные могут впадать даже в тяжкие грехи, но они никогда не утрачивают благодать. Истинно возрожденные не могут совершить грех к смерти.