Б. Малиновский


 


действий и всех "жизненных кризисов", если она вмещает в себя всю "теорию" дикаря и все его "практические заботы", то мы не без известной осторожности вынуждены спросить: что же остается вне ее, что образует сферу "мирского" (профанного) в жизни прими­тивного общества? В этом состоит первая проблема, в изучение ко­торой современная антропология, с ее подчас противоречивыми те­ориями, внесла некоторую путаницу, что видно даже из краткого обзора, представленного выше. В следующем разделе мы попыта­емся вложить свою лепту в её обсуждение.

Примитивная религия, как она предстает в современной антропо­логии, охватывает множество самых разнородных вещей. Будучи в начале сведена анимизмом к представлениям о сакральных образах духов предков, душ и духов мертвых (исключением были лишь немногочисленные фетиши), она постепенно принимает в свое лоно тонкую, подвижную, вездесущую ману. Далее, вбирая в себя тоте­мизм, она подобно Ноеву ковчегу, наполняется животными, но не парами, а целыми родами и видами, к которым присоединяются растения, неодушевленные природные объекты и даже созданные руками человека вещи; затем приходит черед человеческой деятель­ности и забот, появляется гигантский призрак Коллективной Души, Обожествленного Общества. Можно ли как-то упорядочить или сис­тематизировать это смешение внешне не связанных друг с другом объектов поклонения и принципов веры? Этим вопросом мы займем­ся в третьем разделе.

Но одно достижение современной антропологии мы не будем под­вергать сомнению: осознание того, что и магия и религия — это не просто доктрины или философии, не просто системы умственных воззрений, а особые типы поведения, прагматические установки, построенные в равной мере на здравом смысле, чувстве и воле. Это и образ действия, и системы верований, и социальные феномены, и личные переживания. Но при этом точное соотношение социального и индивидуального вкладов в религию остается неясным, о чем сви­детельствуют примеры переоценки антропологами и того и другого. Неясно и каково соотношение эмоций и разума. Все эти вопросы предстоит решать антропологии будущего, а в этой короткой работе мы можем лишь попытаться предположительно ответить на них и наметить направления анализа.

1 The Elementary Forms of the Religious Life, p.206.

2 Ibid.

3 J.Harrison, Themis, p.42.

4 Ibid., p.44.