Спасение и возрождение

Лишь в немногих религиях спасения разработан какой-либо из обрисованных нами здесь чистых типов решения про­блемы отношения Бога к миру и людям, но даже если он по­являлся, то существовал недолго В большинстве случаев взаимопроникновение идей и особенно необходимость удов­летворить разнообразные этические и интеллектуальные тре­бования приверженцев той или иной религии вели к комбина­циям различных форм мышления, отличающимся друг от дру­га только по степени приближения к тому или иному чистому типу

Этическая окраска представления о Боге и грехе нахо­дится в тесной связи со стремлением к спасению, содержа­ние которого может быть самым различным применительно к тому, «от чего» и «для чего» хотят спастись Не всякая рели­гиозная этика является также этикой спасения Конфуциан­ство - «религиозная» этика, но ему не ведома потребность в спасении Напротив, буддизм - по своей сущности прежде

всего доктрина спасения, но ему неведом Бог Для многих других религий «спасение» - лишь занятие, практикуемое в небольших собраниях верующих, часто тайный культ Даже религиозные действия, считающиеся специфически «священными» и служащие для их участников единственным путем к спасению, совершаются часто в ожидании вполне утилитарных благ, весьма далеких от того, что мы привыкли называть «спасением» Сопровождаемые музыкой и пантоми­мой празднества в честь великих хтонических божеств, покро­вителей земледелия и властителей царства мертвых обеспе­чивали ритуально чистому участнику элевсинских мистерий прежде всего богатство, одновременно улучшение его судьбы в потустороннем мире но вне связи с какими бы то ни было представлениями о воздаянии, просто как следствие участия в ритуале Богатство - высшее наряду с долголе­тием благо в перечне благ в книге Шу цзин236 - зависит для китайских подданных от правильного выполнения ими офици­ального культа и своих личных религиозных обязанностей, тогда как надежда на потустороннее существование и на воз­даяние полностью отсутствует Богатства, в первую оче­редь, наряду с твердым обещанием потустороннего суще­ствования, ждет от милости Бога и Заратустра для себя и своих верных Долголетие почет и богатство обещает буд­дизм мирянам в качестве воздаяния за соблюдение нрав­ственности в земной жизни в полном соответствии с доктри­ной всех видов индийской религиозной мирской этики Богат­ством благословляет Бог благочестивого иудея Богатство является - если оно добыто рационально и легально - также одним из симптомов «утверждения» благодати в аскетических направлениях протестантизма (у кальвинистов, баптистов, меннонитов, квакеров реформированных пиетистов и мето­дистов237) Правда, в ряде последних случаев представители этих религиозных учений решительно отвергли бы богатство (так же как ряд других мирских благ) в качестве «религиозной цели», но на практике граница здесь недостаточно четкая Освобождение от гнета и страданий, которые обещаны в ре­лигиях народов-париев, прежде всего Богом иудеев, но также Заратустрой и Мухаммедом, невозможно полностью выделить из концепций спасения, содержащихся в этих религиях ни обещание мирового владычества и социального престижа верующим в раннем исламе в качестве награды за участие в Священной войне против всех неверных, ни обещание спе­цифически религиозного престижа, данное израильтянам как обетование Божье Особенно для иудеев Бог является спаси­телем прежде всего потому, что он освободил их из дома раб­ства, земли египетской и вывел их из гетто Наряду с подобны­ми экономическими и политическими надеждами большую роль

играет освобождение от страха перед злыми духами и колдовс­кими чарами вообще, которые виновны в большинстве жиз­ненных бед Одним из главных и наиболее действенных про­явлений могущества Христа было для ранних христиан то. что

он уничтожил силою своей пневмы власть демонов и осво­бодил от них своих сторонников И уже наступившее или близ­кое Царство Божие, о котором говорил Иисус из Назарета, было свободным от ненависти, страха и нужды царством бла­женства на земле, лишь потом замененным представлением о рае и аде Во всех посюсторонних эсхатологиях заметна тен­денция к преобразованию в потусторонние чаяния, как только второе пришествие задерживается, тогда подчеркивается, что те, кто не увидел его при жизни, будут его свидетелями после смерти, восстав из мертвых

Содержание «посюстороннего» спасения может при­нимать различные формы оно может означать освобождение от физических, душевных страданий или социального угнете­ния, от бессмысленной суеты и преходящее™ жизни как тако­вой, от непреодолимого собственного несовершенства, будь то клеймо позора или ярко выраженная склонность к грехов­ности, или, более духовное по своей природе, может быть связано с неизбежностью темного земного неведения о смыс­ле мира

Нас интересует стремление к спасению, каков бы ни был его характер, в той мере, в какой оно влияет на практи­ческое поведение Положительные и посюсторонние черты это стремление обретает в наиболее сильной степени по­средством специфически религиозного образа жизни, опре­деляемого какой-либо центральной идеей или положительной целью, следовательно, посредством того, что из религиозных мотивов возникает систематизация практического поведения, ориентированная на единые ценности Цели и смысл этого образа жизни могут быть полностью потусторонними или, хотя бы отчасти, посюсторонними Проявляется это в отдельных религиях и даже у сторонников одной религии весьма различ­но - и по степени, и по существу Религиозная систематиза­ция образа жизни в той мере, в какой она стремится влиять на экономическое поведение верующих, конечно, ограничена И религиозные мотивы, особенно надежда на спасение, совсем не обязательно должны влиять на характер жизни верующих, в частности на их экономическую деятельность, хотя могут оказывать на нее очень сильное воздействие

Надежда на спасение имеет наиболее далеко идущие последствия в образе жизни верующих тогда, когда само спа­сение уже в земной жизни отбрасывает определенную тень на будущее или становится полностью посюсторонним внут­ренним процессом Следовательно, когда оно либо уже само

обеспечивает «святость», либо придает ее или располагает ею при определенных предпосылках В последнем случае святость может быть обретена либо постепенно в ходе про­цесса очищения, либо в качестве внезапного преобразования умонастроения, «возрождения»

Идея возрождения как таковая существует очень давно и находит свое классическое выражение в магической вере в духов Владение магической харизмой почти всегда предпола­гает возрождение совершенно особое воспитание колдунов и воспитание ими воинов, а также специфический образ жизни колдунов призваны обеспечить возрождение и владение ма­гической силой путем «исчезновения» в экстазе и обретения новой «души», за которым следует обычно и изменение имени (в виде рудимента это проявляется еще теперь при посвяще­нии в монахи) Сначала возрождение распространяется толь­ко на профессионального колдуна как следствие магической предпосылки колдовской или героической харизмы, в наибо­лее последовательных религиях оно становится неотъемле­мым атрибутом обретения религиозного блаженства, убежде­нием, которое человек обязан усвоить и подтверждать своей жизнью