КОЛЕБАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Как известно, общее согласие в том, что считается дей­ствительным и истинным, основывается на очень сложном со­циальном явлении. В этом явлении также играют роль процес­сы регулирования, в которых заложена определенная инерция и которые тем самым имеют тенденцию к колебанию. Как ска­зал Томас Хаксли, каждая новая истина начинает свой путь как ересь и завершает как ортодоксальность. Если понимать орто­доксальность как застывшую жесткую доктрину, то это выска­зывание звучит весьма пессимистично. Но если представлять ее себе как умеренное воззрение, разделяемое большинством носителей данной культуры, то можно усмотреть в описанном Хаксли процессе типичную когнитивную функцию человечес­кого общества.

Истинно великое, эпохальное новое открытие вначале почти всегда переоценивается, по крайней мере тем гением, которо­му оно принадлежит. Как свидетельствует история естествозна­ния, область применимости вновь открытого принципа объясне­ния едва ли не во всех случаях переоценивалась его открыва­телем. Это принадлежит, можно сказать, к прерогативам гения. Жак Лёб полагал, что объяснил все поведение животных и че­ловека принципом тропизма; И. П. Павлов придавал такое же зна­чение условному рефлексу; в аналогичные заблуждения впал Зиг­мунд Фрейд. Единственным великим первооткрывателем, недо­оценившим найденный им принцип объяснения, был Чарлз Дарвин.

Даже в узком кругу определенной научной школы образова­ние нового общего мнения начинается с такого отклонения от ранее принятого, которое выходит за рамки поставленной цели. Как уже было сказано, в преувеличении бывает обычно вино­вен сам инициатор нового мнения. Его не столь гениальным, но наделенным лучшими аналитическими способностями ученикам выпадает на долю задача притормозить колебание ив надлежа­щем месте его остановить. Обратный процесс означает задерж­ку дальнейшего познания вследствие образования доктрины. Если первооткрыватель новой истины находит не критически настро­енных учеников, а верующих последователей, это приводит к основанию религии, что в общей культурной жизни иногда весьма благотворно, но нежелательно в науке. Этот процесс нанес тя­желый ущерб открытиям Зигмунда Фрейда.

В культурах, в крупных культурных группах, и прежде все­го в естествознании, процесс колебания, следующий за каждым

значительным шагом познания, выполняет когнитивную функ­цию особого рода. Публика вначале переоценивает новое по­знание^ которое может заключаться, например, в открытии но­вого метода, таким же образом, как великие первооткрыватели сами переоценивают свое достижение. Такая коллективная пе­реоценка заходит особенно далеко, если новое открытие стано­вится модой, что чаще всего происходит в тех случаях, когда открывается новые методы. Если эти методы требуют больших денежных и материальных затрат, то для молодых ученых они могут превратиться чуть ли не в символы статуса, как это про­исходит, например, в настоящее время с применением вычис­лительных машин — компьютеров.

Положительная познавательная функция таких преувеличе­ний состоит в том, что при усиленных попытках применить но­вый принцип объяснения или новый метод ко всему возможно­му и невозможному часто обнаруживаются, несмотря на явную некритичность такого образа действий, некоторые возможности применений, которые ускользнули бы от более осторожных исследователей.