Трансцендентально-феноменологические аксиологии

 

Другой попыткой преодолеть аксиологический релятивизм, а также некритическую натуралистическую и платоническую метафизику в понимании природы и структуры ценностей, - является трансцендентально-феноменологическийпроект их истолкования как имманентных характеристик человеческого сознания. Он восходит к Ф.Брентано и Э.Гуссерлю.

Ценности - суть специфические формы конституирования человеческого “образа мира”, в том числе и его социальных характеристик. В феноменальной реальности сознания (а иной реальности, просто нет) Ф. Брентано, например, выделяет специфический класс ценностных интенциональных структур (помимо классов представлений и теоретических суждений) - “ класс эмоций...в самом широком смысле слова - от элементарнейшей приязни или отвращения при одной мысли о чем-то до основанных на убеждениях радости и скорби и сложнейших феноменов выбора цели и средств”[1023]. Сущностными интенциональными отношениями здесь являются акты “любви-ненависти” (или “симпатии- антипатии”), базовые для любых содержательных ценностных суждений и любых разновидностей аксиологической рефлексии. Впоследствии эта брентановская идея будет детально проанализирована, существенно откорректирована и развита М.Шелером.

Что касается теоретического наследия основоположника классической феноменологии, то проблематика ценностей наиболее зримо присутствует у него при рассмотрении феномена “жизненного мира”. Под последним Э. Гуссерль понимает первичную, не отягощенную разнообразными целевыми и тематизирующими теоретическими установками, человеческую “вжитость в мир”[1024]. Он пронизан первичными ценностными предпочтениями, родовыми связями, базовыми языковыми фигурами дискурса и другими неявными установками, причем этот “жизненный мир” вовсе не исчезает и при развитой “теоретической” (научной и философской) установках сознания ученого, а “постоянно предполагается как почва, поле его деятельности, в котором только и имеют смысл его проблемы и способы мышления”[1025]

И хотя все исследователи единодушно констатируют крайнюю неопределенность понятия “жизненного мира” у позднего Гуссерля, тем не менее идея первичного дорефлексивного ценностного фундамента,лежащего в основании всех более развитых форм человеческой деятельности, получила весьма интенсивное развитие, в том числе и в плане преодоления релятивизма социоцентрической аксилогии.

Можно указать на феноменологически ориентированные социологические построения А.Шюца, П.Бергера и Т. Лукмена. Ключевая задача здесь - выявить конкретные общественные механизмы конституирования и закрепления (институционализация, символизация и т.д.) первичных ценностей этого “жизненного мира”. Он может быть истолкован как смысловой “горизонт” социального бытия человека - того, что может быть понято и передано другому человеку.

Исходной непроблематизируемой реальностью здесь выступает взаимодействие индивидуального “Я” с другим “Я” и с “Мы”. В подобного рода феноменологических построениях, претендующих на всеобщность и объективность результатов[1026], всегда, правда, априорно наличествуют вполне конкретные исторические и культурно-смысловые предрассудки самого исследователя, а посему говорить здесь об объективной реконструкции дорефлексивных ценностей человеческого духа вряд ли справедливо.