Иерархичность.

Исходя из элементарной объективности и порядка в идеальных ценностных содержаниях и, соответственно, в основанных на них ценностных актах – мы вынуждены всегда решать проблему иерархического взаимоотношения ценностей, а значит и проблему их выбора, реализуемой как наша свобода. Человек, как свободное существо, имеет возможность выбирать (и мы постоянно выбираем) между высшим и низшим, приемлемым для нас и неприемлемым, позитивным и негативным, причем абсолютно независимо от конкретного эмпирического содержания того, что мы в данный момент отождествляем с “высшим”, “приемлемым” или “негативным”.

У любого человека, в любую эпоху, и при принадлежности к любой национальной культуре – этот жесткий, выстраиваемый самим же человеком под влиянием общества, формальный иерархический порядок ценностного мира не меняется.По мысли М. Шелера, мы должны констатировать “единство законосообразности его (царства ценностей - прим. авт.) ступенчатого строения в обоих направлениях (иерархии) достойного любви, т.е. в сторону на данный момент более высокого и более низкого. (Единство) состоит в том, что ступенчатое строение этого царства, остающееся постоянным на каждой фазе этого бесконечного процесса, строго подчинено законам сообразно сущностным ценностям. А что касается человеческой личности, единство состоит в присущей актам и потенциям любви законосообразности разумного предпочтения одних ценностей и достоинств и небрежения другими. Через эти ценности и достоинства акт любви направляется на вещи, в которых они являются нашей душе”.[1073]

Иными словами, даже если мы проповедуем безграничный плюрализм и равнозначность всех ценностей (их вроде бы антииерархический характер), то тем самым лишь подтверждаем иерархическое строение этого идеального царства, отдавая безусловный приоритет всему ценностно субъективному и безосновному, т.е. иерархически низшему.